Константин Дрязгунов

ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА»
 Социально-педагогические условия и культурно-исторические предпосылки развития туризма в регионах Центральной России. Калуга, 2003. С. 61 - 63. 
 

Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества своеобразно отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в учебных заведениях, облике и характере выполняемых ими социальных функций. Создание новой системы образования привело к реализации личностно-ориентированной модели образования, которая принципиально изменяет ситуацию подготовки специалиста в области менеджмента туризма. Возникновение новых, непривычных для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства и современными методами управления им, необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности обуславливают потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки творческого специалиста. В социальной и политической сферах общества доминирует плюрализм.

В ходе реформ современной высшей школы стало уделяться большее внимание воспитанию таланта, развитию природных задатков и способностей каждого студента. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи студентам готового уровня знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию, что обеспечивает ей успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. Но студент в настоящее время зачастую не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающего жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение. В высшей школе в большинстве случаев формируется именно конвергентное мышление, которое, безусловно, необходимо, но как начальная ступень в формировании интеллектуальных процессов; обязательно должен осуществляться переход от формирования конвергентного мышления к формированию дивергентного.

Противоположностью линейному мышлению является многомерное (многовариантное, альтернативное) дивергентное мышление. Для него характерно отсутствие жёсткой связи между явлениями, причинами и их следствиями. Дивергентное мышление – расходящееся мышление (мышление в различных направлениях) предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. В исследованиях Е. Торранса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

Процесс развития мышления студента оказывается направленным на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Формирование дивергентного мышления студентов осуществляется в процессе изучения курса «Информатика». Главная задача этого курса – не столько научить работе на компьютере, сколько научить самостоятельно мыслить на основе понимания множественности подходов к решению той или иной задачи. Одно из главных достоинств информатики – плюрализм, плюрализм подходов к решению задач. Именно в информатике существует множество решений проблем, именно информатика порождает, культивирует и поощряет различные решения одной и той же проблемы.

Нужно отметить, что формирование дивергентного мышления в полной мере лучше всего осуществляется на младших курсах, так как для этого необходимо применять активные методы, что было бы невозможным, если не заложить определенные ЗУН и не сформировать конвергентное мышление в средней школе.

Необходимо подчеркнуть, что учебная деятельность на уроках информатике в средней школе направлена в первую очередь на формирование конвергентного мышления и первоначальных знаний в области информатики; в вузе на основе достигнутых успехов можно осуществлять формирование дивергентного мышления.

Информатика превращает аудиторию в «сообщество исследователей». Для информатики необходим «диалог с компьютером», поиск решения, а именно диалог и служит для развития дивергентного мышления.

Человек, обладающий развитым дивергентным мышлением не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности. Дивергентное мышление выступает основой толерантности, поскольку способность генерировать большое количество ответов на один и тот же вопрос так или иначе рождает способность терпимо относиться к многообразию точек зрения других людей.

Также формирование дивергентного мышления важно и для того, что каждое новое решение проблемы повышает ответственность человека; можно утверждать, что дивергентное мышление культивирует ответственность, чем больше ответов или решений, тем более высокая степень ответственности на человеке за эти решения или ответы.