Константин Дрязгунов

Необходимость в определении или что такое аэрокосмическое образование

Работа выполнена при поддержке Россиского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 99-06-00306а/Ц

Социально-педагогические проблемы развития школ в новых экономических условиях. Калуга, 2000.
 
Достаточно часто в педагогической литературе появляется весьма красивое словосочетание: "аэрокосмическое образование". В Калужской области в региональную программу развития образования была даже включена подпрограмма «Аэрокосмическое образование школьников». Но вот что скрывается за новым термином понять очень и очень непросто, потому что однозначного ответа на вопрос что такое аэрокосмическое образование нет. Попытаемся хоть ненамного отодвинуть завесу тайны от данного феномена.

Рассмотрим различные подходы к проблеме аэрокосмического образования. Так, например, специалисты из новосибирского аэрокосмического лицея (1) определяют аэрокосмическое образование следующим образом: "аэрокосмическое образование - это совокупность знаний из области аэрокосмической культуры". А аэрокосмическая культура определяется как "...все то, что создано человечеством для развития продуктивной деятельности в аэрокосмическом пространстве". Иными словами культура здесь предстает как совокупность артефактов, т.е. предметов, созданных человеком и не более того. Хотя более всего такая дефиниция подходит для определения термина "социум" и сейчас мы рассмотрим почему.

Специалисты данного лицея далее производят разграничение аэрокосмической культуры как совокупности артефактов (!!!) на материальную и духовную культуру (!). Причем к материальной культуре они относят такие отрасли как космонавтику и астрономию, воздухоплавание и авиацию. Они дальше расшифровывают, что же включают в себя вышеперечисленные области. Это и искусственные спутники земли, и космические корабли и дирижабли и т.п. Здесь все более или менее понятно.

Но вот к духовной культуре они относят религию, науки, искусство и литературу. Вот только каким образом религия была создана для развития продуктивной деятельности в аэрокосмическом пространстве остается загадкой. Точно также обстоит дело с искусством и литературой. Налицо неправомерная экстраполяция определения, которая кроме путаницы ни к чему не приводит.

Рассмотрим цели аэрокосмического образования, которые ставит перед собой преподавательский состав Новосибирского аэрокосмического лицея:

1. Воспитать у учащихся убеждение в значимости авиации и космонавтики в современной культуре и в их влиянии на эволюционное развитие человечества;

2. Дать учащимся представление:

· о единстве всего сущего во Вселенной;

· о значении в познавании Вселенной таких наук, как астрономия, астрофизика, космология;

· о задачах и проблемах авиации и космонавтики, как наиболее наукоемких и основанных на передовых технологиях, областях человеческой деятельности;

· об истории авиации и космонавтики;

· о науках, определяющих дальнейшее развитие авиации и космонавтики;

· о разнообразии специальностей в авиации и космонавтике;

3. Ознакомить учащихся:

· с конструкциями воздухоплавательных, авиационных и космических ЛА;

· с основополагающими науками авиастроения и создания ракето-космических систем (РКС);

· с этическими нормами создания и использования ЛА;

4. Развить у учащихся:

· интерес к авиации и космонавтике на основе самостоятельного изучения тематической литературы при подготовке рефератов и докладов как в учебном процессе, так и для участия в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах;

· чувство гордости за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов, летчиков, инженеров в авиации и космонавтике;

5. Дать начальные практические навыки:

· в проектировании ЛА (конструкций и бортовых систем);

· в экспериментальной работе;

· в научно-исследовательской работе;

· в техническом моделировании;

6. Дать знания, умения и навыки:

· инженерной графики;

· информатики и вычислительной техники (ВТ);

Необходимо также рассмотреть и учебный план лицея:

1. 1. Эволюция вселенной. Галактики. Солнечная система. Эволюция Земли. Живые организмы. Общие закономерности Природы.

2. Культура и ее эволюция. Аэрокосмическая область общечеловеческой культуры.

3. Полет как вид механического движения. Виды (классификация) полета.

4. История создания и развития ЛА.

5. Среда функционирования ЛА (естественная и искусственная). Особенности аэрокосмической среды обитания экипажей и пассажиров ЛА и влияние этой среды на организм человека.

6. Принципы создания подъемной силы. Механика полета (воздухоплавательного, аэродинамического, космического).

7. Классификация ЛА.

8. Требования к ЛА (применительно к типам ЛА и элементам их конструкций).

9. Конструкции ЛА и реализация требований к ним.

10. Инженерная графика (технический язык).

11. Информатика и ВТ.

12. Авиамоделирование.

13. Астрофизика

14. Биология

15. Физика

16. Введение в авиацию и космонавтику

17. История

18. Введение в технологию

Вышеприведенные цели и учебный план действительно характеризуют аэрокосмическое образование как процесс овладения знаниями, умениями, навыками в области космонавтики, авиации и тому подобного. Но получается, что авторы учебных программ для аэрокосмического образования целенаправленно или случайно элиминируют из учебного процесса ту самую духовную аэрокосмическую культуру, о которой они заявляют в самом начале?

Тогда, опять же, в самом начале и необходимо определить аэрокосмическое образование как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в области авиации и космонавтики и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, ее подготовки к жизни и труду, приобщения к культуре данного общества.. Таким образом, аэрокосмическое образование, в данной трактовке является ни чем иным, как профильным, каких-то особых вопросов вызывать не должно.

Но обратим внимание на статью профессора Д.М. Гришина "Рождение космической педагогики" (2). В ней автор говорит в сущности о том же аэрокосмическом образовании. "Космическая педагогика - это раздел общей педагогики, призванной изучать формирование готовности человека к оптимальному взаимодействию с Космосом. Термин "оптимальное взаимодействие" в нашем понимании означает эффективную деятельность человека по освоению и использованию космического пространства. Но поскольку проблемы освоения космоса изучают многие науки, предметом исследования космической педагогики является формирование космического сознания и развития способов соответствующей деятельности личности. Космическая педагогика ставит своей целью отбор и систематизацию космической информации, разработку специфических средств развития интересов и способностей личности ....способов активного освоения Вселенной" (3).

Как мы видим ставятся те же цели, что мы рассматривали выше, только в другой словесной форме. Но налицо заметное различие терминов, для обозначения одного и того же. Если в первом случае это был термин "аэрокосмическое образование", то во втором он подменяется другим термином: "космическая педагогика".

Приведем еще одну важную цитату, но теперь из сочинений К.Н. Вентцеля, известного педагога, теоретика космического воспитания: "Космос - это целостное единство вселенской жизни, предполагающее определенный порядок в мировой жизни, т.е. Цельность, Единство и Гармонию внутри себя. В своей собственной душевной жизни и вне себя в Творческом Космосе и Творческом Человечестве. При этом вся жизнь человека приобретает космический и Всечеловеческий характер.

Высшей задачей космического воспитания, в этом случае, является развитие в воспитуемом космического самосознания, т.е. «сознания самого себя как нераздельной части космоса».

Наблюдается явное различие в позициях авторов. Термином космическое воспитание обозначаются две совершенно разные концепции, ставящие во главу угла совершенно разные ценности.

Таким образом, все концепции, которые ставят целью научить, подготовить, получить специалиста для работы в авиации, космонавтике и иных подобных отраслях стоит отнести к аэрокосмическому образованию. Не стоит смешивать аэрокосмическое образование с комическим воспитанием, это две совершенно различные области, два совершенно разных направления в педагогике, которые имеют свои цели, задачи и методы.

Литература:

1. http://www.akl.sinor.ru - сервер в сети ИНТЕРНЕТ Новосибирского аэрокосмического лицея.

2. Педагогический родник. Сборник научных трудов // Ред. Гришин Д.М. - Калуга. - 1997. С. 6 - 8.

3. Вентцель К.Н. Избранные сочинения. - М., 1993.