§4. Сознание
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности мыслить - понимать окружающие его явления, предвидеть их возможные изменения и на этой основе планировать свои действия, направлять их к достижению заранее просчитанного результата. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или как вещь. Но все дано человеку благодаря сознанию.
О том, что такое сознание, высказывается большое разнообразие мнений. Среди разных позиций можно выделить два принципиально различающихся подхода к определению сознания.
В первом случае, сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных (познавательных) операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передавать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Сознание в данном случае - это знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений, в виде памятников культуры. (Симонов П.В. Сознание и мозг // Журн. Высш. Нервн. Деят. 1993а. Т. 43. Вып. 2. С. 211 - 218.)
Другое определение сознания имеет своим истоком экспериментальную физиологию. Она рассматривает сознание как определенное состояние бодрствующего мозга или как уровень реактивности мозга. Данная точка зрения предполагает существование различных уровней сознания - от глубокой комы до полного бодрствования.
Е.Н. Соколов предлагает объединить оба подхода к определению сознания и рассматривает сознание как специфическое состояние мозга, позволяющее осуществить определенные когнитивные (познавательные) функции. (Соколов Е.Н. Психофизиология научения: Курс лекций. М., 1997.).
Наряду с другими трактовками сознания нельзя не упомянуть марксистское определение сознания, доминировавшего в советской философии и психологии на протяжении долгого времени:
«Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Она заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Это происходит в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 83.).
Структуру сознания можно представить в виде схемы: круг должен быть поделен на четыре сектора. Первый сектор является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.
Со вторым сектором соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. Это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств (схем). Эти два компонента образуют «левую половинку» сознания.
«Правая половинка» тоже состоит из двух секторов. Третий сектор можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся:
инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);
эмоции (гнев, страх, восторг и т. д.);
чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.).
Четвертый сектор может быть соотнесен с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов.
III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.
Кроме этих составляющих выделяют еще две - волевую и мнемоническую.
Воля - это способность человека, проявляющаяся в саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Это желание и способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодалевая внутренние и внешние прпятствия. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
Воля всегда связана с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.
Мнемоническая сфера сознания (память) - важный блок сознания, позволяющий кодировать, раскодировать информацию, хранить ее для дальнейшего использования. Память сознания имеет несколько уровней. Первый - память чувств и впечатлений. Она хранит свою информацию в виде образов и эмоций. Второй вид памяти - орудийная память. Сознание хранит информацию о навыках, способностях к действию. Третий вид - это знаковая память: в ней в специально закодированном виде, в форме и информации, переведенной на язык сознания, хранится вся известная человеку информация. Это может быть память долговременного хранения и оперативная память, в которой содержится информация, которая используется регулярно.
Рассмотрим свойства сознания:
Рефлексивную способность, т. е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.
Рефлексия включает в себя:
а) ощущение человека того, что он познающий субъект;
б) способность представлять существующую и воображаемую действительность;
в) контролировать собственные психические и поведенческие состояния;
г) управлять этими состояниями;
д) способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Мысленное представление и воображение действительности. Здесь есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. В данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием.
Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Отражение только основных, главных характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений. Эти главные характеристики фиксируются в понятиях.
Сознание «оперирует» словами-понятиями, в которых отражаются только главные признаки. Например, понятием являются такие слова, как «стол», «яблоко» и др., которые вбирают в себя все главные признаки того или иного класса предметов. Понятия затем являются составляющими интеллектуальных схем.
Наличие интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует.
Способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что знает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.
Между сознанием и речью существует прямая зависимость.
1. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном;
2. Это главное откладывается в лексике в понятийной форме;
3. Понятия становятся достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значениями слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения слов даются в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях.
Смыслом слова называют то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека. Смысл - это значение в контексте (например, слово ручка имеет много значений, это и дверная ручка, и ручка инструмента и т. д.). Но только из темы (контекста) разговора мы можем понять о какой же ручке идет речь.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных.
Бессознательное (БСЗ) - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнабулизма, состояния невменяемости и т. п. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.
Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Т. о., видна охранительная функция БСЗ. Благодаря включению БСЗ уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.
Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляется в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Искажения, происходящие при оговорках, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлет-воренными важными жизненными потребностями.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Вопросы для закрепления материала
1. Дайте определение понятие «сознание».
2. Расскажите о структуре сознания.
3. Каковы свойства сознания?
4. Определите взаимосвязь между сознанием и речью, в чем она проявляется.
5. Что такое бессознательное, какие понятия неразрывно связаны с ним и каковы виды бессознательного.