Константин Дрязгунов

НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ, МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

Научить нельзя, можно научиться (Высшее образование в Кембридже) // Платное образование. № 3. 2002.
 
 
В прошлом номере журнала мы рассказывали о системе образования в Оксфордском университете. Он возник из британских университетов одним из первых и был создан для аристократии. Но затем в Оксфорде произошел раскол и группа несогласных была вынуждена удалиться и создать свой оплот — в Кембридже. Но в сознании рядовых британцев Оксфорд и Кембридж уже давно слились в Оксбридж, и этим термином сейчас обозначают элитарное и традиционное английское образование.

ИСТОРИЯ КЕМБРИДЖА

Кембриджский университет имеет богатейшую историю. Его известные колледжи и университетские здания привлекают посетителей со всех континентов. В музеях университета содержат много ценных вещей, которые помогают понять прошлое и настоящее университета и студентов. Университет Кембриджа - один из старейших университетов в мире и один из самых больших в Великобритании. Он знаменит выдающимися академическими достижениями, достижениями студентов и преподавателей.

Выпускниками Кембриджа являются Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Эрнест Резерфорд, Петр Капица, Стивен Хоккинг, Ким Филби, принцы Чарльз и Эдвард.

Университет основан в 1117 году, а точная дата возникновения города Кембриджа неизвестна. Известно лишь то, что первые упоминания о нем встречаются в документах X века, когда он уже стал важным центром торговли. До нас дошел интересный факт о том, что мост через реку Кэм (Cam), от которого город взял свое название, был построен в 875 году. Кембридж известен еще и своими древними церквями (Church of St Giles и церкви в монастыре Convent of St Radegund), даты возведения которых 1112 и 1135 годы. Причем в 1135 году также был построен женский монастырь. Был в этом городе замок, а также две больницы. В семнадцати милях к северу от города располагалось Бенедиктинское аббатство Йела, которое после 1109 года стало Епархией. После 1100 года до Кембриджа легко было добраться по рекам, которые пересекали все восточные земли, а по рекам Линн и Йел можно было добраться до моря.

В городе было много роскошных зданий, это подтверждают одиннадцать оставшихся средневековых церквей и один каменный дом.

Средневековое общество развивалось, развивался вместе с ним и Кембридж. Уже к 1200 году он стал процветающим коммерческим сообществом, являясь также главным городом графства. В это время в нем была всего лишь одна школа. Но в 1209 году в город пришли ученые, изгнанные из Оксфорда, которые стали у истоков нового университета. 1209 год – примерная дата основания университета. Достоверных сведений относительно того, как возник университет, не существует. Более вероятна такая версия: Кембриджский университет возник на месте ранее существовавшего учебного заведения, по образу и подобию первых европейских университетов, в частности Парижского.

Первые колледжи, организационно оформленные для обучения студентов всех уровней начали формироваться только после 1284 года. К 1226 году ученых стало уже достаточно много, и начался процесс оформления регулярного обучения (до этого обучение было несистематичным). В 1231 году король Генри взял ученых под свою защиту и был издан указ, разрешающий проживать в Кембридже только его постоянным жителям и студентам, обучающимся в университете.

Начинается разработка системы обучения, образцом которой служили системы обучения Италии и Франции.

Для поступления в университет было необходимо владение латинским языком, так как на нем велось преподавание. Поступали в университет юноши в возрасте около 14 лет. Обучение свободным искусствам продолжалось четыре года и проходило в две ступени: первая (тривиум) включала грамматику латинского языка, риторику и логику, или диалектику, вторая (квадривиум) — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Выдержавший по окончании тривиума диспут по логике и риторике получал звание бакалавра искусств, а по окончании квадривиума — магистра искусств и мог приступать к изучению права, богословия или медицины. Позднее в число изучаемых в университете дисциплин вошли естественные науки. Прохождение высшей ступени занимало восемь лет и завершалось защитой докторской диссертации по специальности.

В процессе обучения студенты читали и объясняли тексты, проводились экзамены в форме собеседования, на которых обсуждались определенные вопросы или тезисы с магистрами или студентами старших курсов.

Получить ученую степень было достаточно сложно. Степени бакалавра, магистра и доктора присуждались всеми магистрами во главе с канцлером (Chancellor) (позже появляется должность вице-канцлера - Vice-Chancellor), являющимся председателем на защите. Ученые, имеющие различные степени, имели и различную одежду.

В образовательной системе Кембриджа вначале не было профессоров, обучали магистры, которые изучили эти дисциплины и были признаны как специалисты по обучению всеми своими коллегами. Как сообщается в Большой советской энциклопедии в XIII в. сформировались гуманитарный, юридический, богословский и медицинский факультеты.

Возглавлял Кембриджский университет канцлер. Финансами и организацией диспутов занимались два проктора. Кроме того, делами университета управляли два органа из числа преподавателей и магистров искусств, не занимавшихся преподавательской деятельностью. От других учебных заведений университет отличался правом присуждать ученые степени. Кембриджскому университету это право было даровано в 1318 году буллой папы Иоанна XXII.

Многие из ученых университета сначала были клерками или священнослужителями и хотели сделать карьеру в церкви или на государственной службе (как дипломаты, судьи или чиновники домашнего королевского хозяйства). Поддержку во время обучения они искали в церкви, но подчинялись местным духовным властям, то есть Архидьякону и Йельскому епископу. Но в конце XV века ученые освободились от этой зависимости и подчинялись только папе Римскому.

Канцлер стал духовным судьей, слушая все дисциплинарные и моральные дела, и приводил в исполнение завещания местных жителей. Примерно в то же время канцлер создал гражданский суд, в который ученые могли обратиться по уголовным и гражданским делам, исключая дела, связанные с крупными преступлениями.

Со временем система управления университетом усложнялась, усложняли ученые степени, звания и должности. В связи с этим возникла необходимость в разработанной системе законов. Копия с самых ранних известных законов Кембриджа была сделана в середине XIII века и хранится в библиотеке Angelica в Риме.

Королевская власть помогала университету добиваться независимости от церкви. Университету предоставили полномочия, разрешающие канцлеру преследовать по закону спекулянтов, подвергавших опасности здоровье людей, которые подделывали продовольствие и спиртные напитки, прерывали поставки пресной воды или преднамеренно инфицировали их. Канцлер постепенно сосредотачивает в своих руках все большую и большую власть.

Где-то до XIV в. университет не имел своих собственных зданий: для проведения церемоний использовались церкви округа, лекции и семинары проводились в частных домах, которые часто меняли владельцев или пустовали. Но вскоре несколько магистров начали строить или арендовать большие помещение для обучения и жилья. Были созданы общежития, несколько из них сохранились до XVI века.

В конце XIV в. университет начинает приобретать собственность на участке, известном сегодня как Холм Сената (Senate-House Hill). На этом холме построены несколько зданий, названных школами. Несколько из них сохранились и называются "Старыми Школами". Школы располагали классами для проведения лекций и семинаров, часовней, библиотекой и казначейством.

С конца XIII века начинают возникать колледжи, которые основывают набожные люди. В колледжи принимали небольшое количество студентов, хорошо успевающих по закону или богословию, которые молились за души своих благодетелей. Позже колледжи стали набирать молодых людей, которых размещали в общежитиях или частных домах.

Самым первым колледжем был колледж Cв. Питера или 'Питерхаус' (Peterhouse), основанный в 1284 году Хью Балшамом (Hugh Balsham), Йельским епископом. Другой колледж - “Зал Короля” (King's Hall), основан в 1317 году Эдуардом II, готовил людей для государственной службы. Колледжи Мишельхаус (Michaelhouse), Клэр (Clare), Пембрук (Pembroke), Гонвил (Gonville Hall), Тринити (Trinity Hall), Корпус Христа (Corpus Christi), королевский колледж (King's), колледж королевы (Queens' ) и Cв. Кэтрин (St Catharine's) были основаны в XV в. Три более поздних колледжа – Иисуса (Jesus), Христа (Christ's) и Cв. Джона (St John's) возникли к 1520 году. Колледжи Тринити (Trinity) и Гонвил (Gonville) были заняты подготовкой священников.

В середине XVI в. колледжи играли решающую роль в жизни университета. Они выдвигали прокторов, которые были призваны заниматься финансами и организацией диспутов в университете, главы колледжей работали с вице-канцлером и старшими докторами наук как члены консультативного совета, который скоро назвали Caput Senatus.

Университет разрастался, количество студентов увеличивалось.

Король Генри VIII в 1536 году учредил в университете факультет церковного, канонического права. Реформирование церкви в этот период принесло еще большие полномочия руководству университета. Было также введено пять профессорских званий: по богословию, ивриту, греческому, физике и гражданскому праву, что еще более усилило авторитет университета.

Право печати книг перешло к университету к 1520 годам, а в 1534 году Кембридж получил “королевскую” лицензию на право издательской деятельности. Издательство в Кембридже сохранилось до сих пор и является старейшим издательством в мире. Университетская библиотека Кембриджа также одна из старейших и богатейших в мире. Она пополнялась посредством подарков и собственного книгопечатания.

В XVII в. университет прославил своими изобретениями и открытиями великий физик Сэр Исаак Ньютон (1643-1727). В стенах университета он провел ряд экспериментов по астрономии, физике, химии и т.д. В это время в университет появляется обсерватория, ботанический сад, музей. Параллельно с развитием естественных наук, развивались науки гуманитарные. Проводились исследования в областях арабского языка, этики, музыки, истории, богословия и права.

В 1805 году лорд Байрон поступает в Кембриджский университет. В 1806 году, будучи студентом Кембриджа, он анонимно издает сборник своих стихов "Летучие наброски". В 1807 году анонимно появляется новый сборник, "Стихи по разным поводам" (В других переводах название сборника "Стихи на разные случаи"). В том же году издан третий сборник стихов поэта уже с указанием имени автора - "Часы досуга", стихи оригинальные и переводы Джорджа Гордона, лорда Байрона. Несовершеннолетнего".

В этот период времени вводится так называемый экзамен отличия – Tripos для получения диплома по какой-либо специальности. Но в полной мере эти экзамен утвердился лишь в XIX в.

В связи с чем возник Tripos? Дело в том, что время диктовало изменения в системе дискуссий, их нужно было приспосабливать под новые дисциплины. Идея о том, как это сделать возникла случайно. Выпускники первой ступени обучения (бакалавры) удостаивались чести быть остепененными в среду на первой неделе великого поста. На выпускной церемонии звучали забавные, иногда сатирические речи «старых бакалавров», которые сидели на треноге или на стуле с тремя ножками. Tripos стал экзаменом на способность защитить себя в новом качестве, в доказательстве того, что ты достоин степени бакалавра. Такой экзамен сдавали даже математики.

В 1847 г. канцлером университета становится принц Альберт, что не могло не сказаться на усилении позиций этого учебного заведения. В 1856 г. был принят новый устав Кембриджа (Statutes for Cambridge in the Cambridge University Act of 1856). Высшая власть в Кембридже осуществлялась сенатом (Senate), в который входили канцлер, вице-канцлер, наиболее уважаемые доктора. Больше стало выборных органов (правление (Regent House), совет (Council) и другие. Были введены новые предметы и новые профессорские должности, возникли новые колледжи, в том числе и для женщин (Girton в 1869 году и Newnham в 1872 году), и лаборатории.

В XX в. университет стал более светским и демократичным, были введены новые предметы, возникли новые научные центры и лаборатории (в почете оказалась физика, химия, инженерия), возник Кембриджский научный парк (Cambridge Science Park by Trinity College) Большое стало уделяться исследованиям в новейших областях науки и техники, особенно в медицине. Возникает школа клинической медицины (School of Clinical Medicine), а также колледжи Дарвин (Darwin), Вульфсон (Wolfson), Клэр Холл (Clare Hall) и Л. Кавендиш (Lucy Cavendish). Практически все колледжи стали набирать женщин в студенты.

За все время существования университета нобелевскими лауреатами стали 60 ученых университета, его выпускники стали директорами крупнейших компаний, журналистами ведущих СМИ и т.д. Из 22 членов нынешнего кабинета министров Великобритании пятеро - выпускники Кембриджа: министр внутренних дел Джек Стро, министр обороны Джеффри Хун, министр торговли и промышленности Стивен Байерс и другие, а также пресс-секретарь Тони Блэра Элистер Кэмпбелл.

СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА

Кембриджский университет состоит из более чем 100 департаментов: 31 колледжа, факультетов, административных учреждений.

В университете существуют должности Professors (профессора), Senior Lecturers (старшего преподавателя), Readers (преподавателя), Lecturers (лектора) и Assistant Lecturers (ассистента лектора), а также научных сотрудников, библиотекарей, музейных и офисных работников. Все эти должности контрактные с различными требованиями к соискателям. В университете работает более 600 преподавателей и научных сотрудников. В настоящее время в университете около 15,700 студентов, из которых 11,100 получают первую степень (бакалавр) 4,600 – вторую – (магистр).

В систему управления Кембриджем входят канцлер (Chancellor), вице-канцлер (Vice-Chancellor), правление (Regent House), совет (Council), главный совет факультетов (General Board of the Faculties), финансовый комитет (Finance Committee), наблюдательный совет (Board of Scrutiny), консультативный комитет (Consultative Committee), совет школ (Council of the Schools).

Chancellor (канцлер) – формальный руководитель университета, избирается сенатом (Senate) и занимается в основном внешними сношениями. Канцлером может стать видный политик и руководитель высокого ранга. В частности, пост канцлера предлагалось занять в 2000 году Биллу Клинтону. Канцлер имеет почетную ученую степень и участвует в ежегодных церемониях университета.

Vice-Chancellor (вице-канцлер) - фактический руководитель университета, ведает его текущей жизнью. Он избирается правлением (Regent House) по предложению совета (Council) на период до семи лет, причем перед этим он должен занимать какой-либо пост в Кембридже (например, быть главой колледжа).

Вице-канцлер отвечает за учебную и административную деятельность университета, в его подчинении находится небольшой секретариат, который отвечает за связи с общественностью, церемонии (например, выпускной) и т.д.

Правление (Regent House) – главный выборный управляющий орган университета. В его ведение входит решение всех проблем: начиная от учебных, заканчивая административными. Он отвечает за штат университета и 31 колледжа, состоит из 3,000 членов (В его состав входит Сенат (Senate), состоящий из нескольких сотен магистров и докторов, осуществляющий высшую законодательную власть в университете)

На заседаниях правления утверждается канцлер и вице-канцлер, назначаются главы колледжей, решаются принципиальные финансовые вопросы университета.

Совет (Council) – главный исполнительный (административный) орган университета. Он определяет цели и задачи университета, планирует его работу, управляет его ресурсами, организует внутренний распорядок, координирует деятельность университетских подразделений.

В состав совета входят Chancellor (по желанию); Vice-Chancellor (председатель); 19 избранных членов. В состав совета входят финансовый комитет (Finance Committee) и плановый отдел (Planning and Resources Committee).

Главный совет факультетов (General Board) – совещательный орган университета в области образовательной политики. Именно этот орган следит за качеством преподавания и научных исследований. В General Board входят Vice-Chancellor (председатель); 12 членов правления. В состав этого органа входят также разного рода секретариаты.

Финансовый комитет (Finance Committee) – главный финансовый орган университета. Входит в состав совета. Ответственен за расходы и доходы университета, иными словами за бюджет. Председательствует в нем вице-канцлер, три человека из правления, 4 – из совета, 1 – из главного совета факультетов.

Board of Scrutiny и Consultative Committee – исполнительные органы. Первый – орган надзора за исполнением разного рода решений, а также разрешения спорных вопросов, второй – консультативный комитет, в который привлекаются специалисты, не входящие в состав университета для решения важных вопросов.

Совет школ (Councils of the Schools). Термин 'School' в Кембридже означает не что иное как образовательные направления, их всего пять: физические науки, биологические науки, технология, искусства, социальные и гуманитарные дисциплины.

Совет школ решает вопросы каждого из направлений: координирует их деятельность, управляет и т.д.

Университет представляет из себя совокупность факультетов и колледжей. Факультеты состоят из департаментов. Департамент в нашем понимании – это отделение на факультете и в Кембридже их много. Есть еще в Кембридже понятие “синдикат”. Синдикат – еще более узкое направление, нежели департамент. Именно синдикаты осуществляют подготовку соискателей научных степеней.

Колледжи осуществляют отбор абитуриентов, обучают первокурсников в составе небольших групп, а также оказывают помощь соискателям второй степени, обеспечивают студентов доступом в библиотеки, компьютерные классы, наблюдают за их благосостоянием, питанием и условиями проживания.

Университетский устав публикуется раз в три года с ежегодными дополнениями. Он доступен для всего университета. Также у университета есть журнал - Cambridge University Reporter, в котором публикуются университетские новости, работы студентов и ученых.

КАК ПОСТУПИТЬ

В Кембридже, как и в большинстве университетов, отсутствуют вступительные экзамены. Но система отбора жесткая: нужен отличный школьный аттестат, а также необходимо пройти три собеседования по 20 минут. В остальном, система ничем не отличается от отборочной системы Оксфордского университета. В анкете пишут три колледжа, где бы хотели учиться. Если абитуриент не проходит в один, его могут взять в другой.

Русские студенты в Кембридже есть, хотя и не так много.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Обучение в Кембридже – весьма и весьма тяжелый труд. Но система отработана веками - квалифицированные кадры, востребованные на рынке гарантировано подготовят. Это достигается за счет индивидуального обучения и равноправного сотрудничества преподавателей и учеников.

В университете для образования есть и библиотеки, и лаборатории и преподаватели с мировым именем, но самое главное – нет практически ничего обязательного. Учатся в Кембридже от трех до четырех лет по 24 недели (только медики и ветеринары учатся до 7 лет). Занятия начинаются в октябре и завершаются в июне. Есть рождественские и пасхальные каникулы.

Существует лекционная система и индивидуальные занятия, когда один преподаватель ведет занятие с одним-двумя студентами. Упор делается на умение излагать мысли письменно и устно, искусство общаться с людьми, принимать чужую точку зрения и преподносить в выгодном свете свою собственную. Если Оксфорд более нацелен на подготовку гуманитариев, то Кембридж — технических специалистов. Получить техническую специальность достаточно сложно. Нужно обязательно ходить на лекции. Лекции с восьми утра до часу или двух дня. Существует система практических занятий для формирования профессиональных навыков, а также занятия с тьютором, которого студент выбирает сам. Времени свободного остается после учебы мало.

В неделю необходимо написать два письменных сочинения по нескольким предметам.

Все экзамены сдаются в письменной форме и анонимно, привычные российские билеты отсутствуют.

О ЦЕНАХ

Кембридж в целом не очень дорогой университет по сравнению с остальными. Студентам всегда могут оказать финансовую помощь (национальная схема финансовой поддержки при получении высшего образования, частично применяемая и к студентам из стран членов Европейского Союза) в виде доплаты за обучение, ссуды на оплату жилья, стипендий. Стипендию можно получить студенту с иждивенцами, либо оставшемуся без родительской поддержки, либо студенту-инвалиду. Технология получения стипендий подробно расписана на сайте http://www.dfee.gov.uk/studentsupport/

Все студенты Кембриджа разделены на четыре потока. Поток 1a включает посещение занятий для получения квалификации бакалавра (Вa) по следующим специальностям: Англо - Саксонский, Норвежский и Кельтский языки; Археология и антропология; Классицизм; Экономика; Педагогика; Английский язык; История; История искусства; Экономическая география; Право; Лингвистика; Современные и средневековые языки; Востоковедение; Философия; Социология и политология; Богословие и религия.

Поток 1b (Вa) Поток 1b включает посещение занятий для получения квалификации бакалавра по математике и изучается собственно курс Математики (включая математику с физикой, и математику с информатикой).

Поток 2a (Вa) Поток 2a включает посещение занятий для получения квалификации бакалавра (Вa) по следующим образовательным областям: Архитектура; География; Музыка.

Поток 2b включает посещение занятий для получения квалификации бакалавра (Вa) по следующим образовательным курсам: Инженерная химия; Проектирование компьютеров; Электротехника и информационные системы; Инженерные науки; Менеджмент; Промышленность; Медицинские науки (до-клинические); Естественные науки; Ветеринарные науки (до-клинические); и все курсы для получения квалификации MEng и MSci.

Клинический поток предусматривает клиническую часть обучения для получения квалификации бакалавра медицины или ветеринарии после трех лет обучения по до - клиническому курсу в Потоке 2b.

Британские студенты и студенты ЕС всех потоков в год платят всего лишь 1000 фунтов стерлингов. Если студент проживает в другой стране то он платит гораздо больше: студенты 1a и 1b потоков – более 7000 фунтов в год, 2a и 2b – более 9000 фунтов в год, клинического потока – более 17000 фунтов в год.

Студенты Великобритании и Европейского Союза более не за что не платят. Колледжам платят заграничные студенты, а также Британские и Европейские студенты получающие вторую ученую степень. Сумма платежа составляет около 3000 фунтов в год в зависимости от колледжа.

Цены на жилье определяются в соответствии с его типом и качеством. Большинство колледжей требует фиксированную плату за питание в течении учебного дня. Аренда отдельной спальной комнаты обходится в среднем в 50 фунтов в неделю, оплата питания – в 10 фунтов в неделю.

Транспортных расходов в Кембридже практически нет, пользование автомобилями на территории университета запрещено.

КУЛЬТУРА И СПОРТ

Спорту в Кембридже уделяется громадное внимание. Существуют клубные объединения практически по всем видам спорта (боксу, борьбе, теннису и т.д.). Спортом занимаются в университете, колледжах, есть так называемый рекреационный спорт для любителей, которые занимаются им для поддержания здоровья. Но особая статья – гонки на лодках, которые проводятся ежегодно в марте между Оксфордом и Кембриджем. И в последнее время на протяжении нескольких лет выигрывает Кембридж. Студенты также очень любят футбол и регби. Все неплохо умеют играть в теннис и крикет. А велосипед даже не спорт для студентов, а средство передвижения по Кембриджу.

В Кембридже регулярно проводятся выставки различных художественных направлений. Много внимания также уделяется музыке: Кембридж посещают известные музыканты, имеются свои группы, а также музыкальное общество.

В университете имеется свой театр, много музеев: археологический, зоологический, художественный и т.д.

Кембридж знаменит разными забавными и древними традициями. Раз в году бывает неделя различных пари и споров. Деньги от заключенных пари идут в специальный фонд на благотворительные цели. Еще одна неделя отводится для балов и вечеринок. Вырученные деньги тоже поступают в благотворительный фонд.

Новичков в Кембридже, как впрочем и везде, посвящают в студенты. Они должна пройти круг “новичка”, который состоит из десяти кембриджских пивных. В каждом пабе нужно выпить пинту пива. Новичок должен сделать это можно как более быстрее.

Многие из студентов работают раза три в неделю официантами, мойщиками посуды и т.д. Деньги нужны на жилье и карманные расходы. Большинство студентов один из трех летних месяцев работают, а потом тратят заработанные деньги на путешествия. Студенты-экономисты уже после первого курса могут найти работу в банковских структурах, а это примерно 500-600 фунтов в неделю. Вообще студент может зарабатывать до 100 тысяч фунтов в год. Но работать нужно по 12-15 часов в сутки без выходных. Есть работа и за 24-25 тысяч фунтов в год. Средняя же зарплата по стране 17-18 тысяч фунтов.