Константин Дрязгунов

ИДЕИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ-КОСМИСТОВ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Пути и средства активизации учебной деятельности. Сборник научных трудов. Москва, 2001.  
 

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века.
Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному обществу на основе устойчивого и стабильного прогресса, формирования социально ориентированной модели общественных отношений.
В намечающихся контурах постиндустриального, информационного общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны[1].
В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится объективной необходимостью. Но русская школа должна основываться на национальных традициях, на национальных идеях, в частности идеях русских философов-космистов. Русская философия исходит из объективных онтологических оснований своего предмета. Ее главная посылка: единство бытия, единоприродность всех частей бытия и объективное стремление развития всей полноты возможностей каждой части как условие полноты развития всего бытия в целом. В процессе развития единого, общеприродного в каждой части бытия постепенно исчезают противоборствующие противоположности частей при сохранении их развитой индивидуальности. Это состояние – состояние духовности, или гармонии, или красоты. Именно духовность, гармония, красота в мире является всеобщим законом бытия, который охватывает процесс обновления человечества. Такая идеология является объединяющей идеологией, создающей внутренние психолуховные, культурные предпосылки единения человечества при сохранении и развития национальных, народных культур и систем образования.

Но отсутствие методологии среднего образования, которая опиралась бы на громадный пласт идей русских философов (в России в разные годы работали и творили такие мыслители, как Н. Бердяев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, Н. Федоров и др.), стремление к вариативности образования без должного обоснования, огромный объем теоретического материала, предназначенный для учеников, но отсутствие в педагогической науке моделей общего среднего образования – все это является противоречием.

Чтобы преодолеть противоречия, о которых говорилось выше, создадим культурно-педагогические модели общего среднего образования (КПМ), т.е. образцы (точнее, образы) опыта, в котором переосмысливаются педагогическая деятельность и опыт обучения (учения). Эти образцы концептуально оформлены на основе теории бинарности культуры образования, разработанной Е.Л. Прасоловой[2] и необходимой для систематизации идей и концепций общего среднего образования.

Каждая реально существующая образовательная система, функционирующая в том или ином государстве в то или иное время, представляет собой совокупность идей, конкретных воспитательных технологий, типов образовательных учреждений. Она может быть представлена как особая форма педагогической культуры со специфической для нее системы ценностей и норм, отражающих потребности данного социума, особенности национальной культуры и менталитета, личностные мировоззренческие ориентации авторов педагогических концепций. Фундаментом всякой культуры и ее основой, по мнению П. Сорокина служит ценность[3].

Применение психологического и социологического подходов к объяснению феноменов педагогической реальности (личностно ориентированного подхода в образовании, процессов социализации личности и др.) позволяет систематизировать знания, добытые с помощью психологических наук в особый тип педагогической культуры – индивидуалистический, в котором человек и его индивидуальное развитие представляют высшую ценность, а знания (КОИТ – культура образования индивидуалистического типа), добытые с помощью социальных наук - в социетарный тип педагогической культуры (КОСТ – культура образования социетарного типа), в котором доминирующими являются социальные ценности (экономическое развитие общества, национальные и политические интересы государства, подготовка высококлассного специалиста для народного хозяйства и др.). Под культурой образования понимается целостная совокупность определенных теоретических положений и способов их практической реализации; это совокупный педагогический опыт и знания о нем, имевшие место в истории образования[4].

Каждому типу культуры образования соответствует определенная система педагогических знаний, специфический язык для описания феноменов педагогической реальности.

В KОИT доминируют такие ценности и цели образования: содействие процессу самоутверждения личности, поискам внутри своего «Я» факторов постоянного развития; поддержка стремления индивида найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают приспособиться к другим людям, установить с ними гуманные отношения; внимание внутренней жизни личности, создание условий для активного поиска своей системы мировидения, своей философии жизни.

В культуре образования социетарного типа (КОСТ) будут доминировать такие ценности и цели образования, как сохранение и удержание культурных традиций; подготовка компетентных кадров, обеспечивающих рост производительности труда и благосостояния общества; закладывание духовно-ценностной программы, системы мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетических представлений, составляющих основу духовной жизни человека.

Теория бинарности культуры образования дает возможность построить карту-матрицу культурно-педагогических моделей общего среднего образования. Цель построения карты-матрицы КПМ состояла в том, чтобы построить, хотя бы в первом приближении, целостную, интегральную картину образовательного знания, в которой нашли бы свое место лучшие образцы педагогического опыта и достижения педагогической науки, междисциплинарного в своей основе, которое могло бы составить основу содержания педагогического образования.

Мировоззренческой основой каждой модели КПМ служат различный взгляды отечественных философов-космистов, таких, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.

При построении карты-матрицы универсума образовательного знания использовались идеи и положения кибернетики, общей теории систем и синергетики, позволившие обосновать особенности строения карты-матрицы и системной динамики культуры образования. При построении необходимо исходить из представления о двух полюсах предметности педагогической науки, каждый из которых ориентирует на ту или иную систему образовательных ценностей, что и задает характерный тип культуры образования - КОСТ и КОИТ. Таким образом, можно выделить две оппозиции - «социетарное» и «индивидуально-личностное (субъективное)» образовательное пространство. Эта оппозиция дает первую, аксиологическую координату на карте-матрице, которая показывает, где в КОСТ или КОИТ будет проходить образование и воспитание человека.

В теории систем предполагается, что существует тесная взаимосвязь между «объектом управления» и «управляющей системой», а также имеется наименьшей часть этой системы, ее элементами, сохраняющими в себе свойства системы. Такими элементами в нашем случае являются культурно-педагогические модели. Между ними существуют динамические связи. Устойчивость взаимосвязей обеспечивается двумя координатами – антропологической и деятельностной в каждом типе культуры образования.

Антропологическая координата показывает, на каком уровне (биологическом, социальном, духовном) находится человек. Деятельностная координата учитывая степень развития человека (он или индивид, или личность, или существо духовное – индивидуальность) указывает, какой тип педагогического действия к нему можно применить.

Первому уровню восхождения человека в культуре соответствует психо-биологический вариант развития индивида и универсальная цель - жизнеобеспечение и самосохранение индивида. Согласно теории бинарности, цель образования можно реализовать двумя способами: в КОСТ - это соответствует традиционной модели обучения, основой которого в нашей концепции будут выступать идеи К.Э. Циолковского, в КОИТ - модели свободного развития личности, основанные на идеях В.В. Розанова. В КОИТ доминирующими ценностями в образовании будут те, которые обеспечивают сохранение человека как уникального творения природы, как творца самого себя, предоставление ему свободы выбора своей жизненной и образовательной траектории. Именно так представляют сущность своей педагогической деятельности представители КОИТ. Образцы педагогической деятельности, характерные для педагогики свободного развития личности, включаются в КПМ-1'.

В КПМ-1 в КОСТ доминирующими ценностями в образовании будут те, которые обеспечивают сохранение национальной культуры, стабильности развития общества как гарантии развития образования и личности. Именно в этом состоит ценность образования, ориентированного на выполнение цели - обеспечение человека средствами борьбы за существование, за выживание и самосохранение.

Второй уровень восхождения человека в культуре характеризуется как его социальное бытие. Этому уровню соответствует цель образования более высокого порядка, обеспечивающая превращение человека природного в культурного, его существование в культуре и творение им культурных ценностей, т.е. обеспечение цивилизованного образа жизни человека как существа социального. Эта цель может быть реализована в образовании двумя способами: в КОСТ - методами и средствами педагогики сотрудничества, основанной на идеях Н. Федорова, (М-2), в КОИТ - средствами межличностного взаимодействия в малых группах, обеспечивающими психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие (М-2'). Мировоззренческой основой этой модели является философия В. Вернадского.

Третий уровень восхождения человека в культуре указывает на более высокую цель - развитие духовности, креативности, самобытности личности, ее становление как индивидуальности. Образцом педагогической деятельности в КОСТ может служить модель педагогики мира и ненасилия в образовательном процессе (М-3), основанной на идеях Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева, в КОИТ - концепция педагогики Е.И.Рерих и Н.К.Рерих (М-3' ).

Для изучения динамических процессов в культуре образования выделяются, кроме рассмотренных выше координат, такие динамические формы, как способ группировки участников педагогического процесса и тип социально-педагогического взаимодействия (которое учитывает тип педагогического действия).

I-ому уровню бытия человека в образовании (биологическому) соответствует модель группировки участников педагогического процесса по типу организации, соответственно рассматривается характеристика педагогического действия как рационального с вариациями: в КОСТ как целерационального, в КОИТ как ценностно-рационального. Соответственно этим характеристикам педагогического процесса задаются и функциональные обязанности педагога: в КОСТ - «информатор», «контролер», «нравственный наставник» и др.; в КОИТ - педагог - «фасилитатор», педагог, оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.

II-ому уровню бытия человека в образовании (социальному) соответствует модель группировки участников педагогического процесса по типу сообщества. Именно благодаря этой модели осуществляется превращение природного человека в культурного, что открывает путь к бесконечному развитию личности на пути его духовного восхождения (И.С. Гессен). Высшей ценностью в ней являются отношения между субъектами образования, отсюда и название педагогического действия - коммуникативное, т.е. направленное на достижение взаимодействия. В КОСТ коммуникативное действие имеет коллективистическую направленность, в КОИТ - направлено на создание образовательной среды, способствующей движению личности от социального к индивидуальному (Ж.Пиаже). Этот тип педагогического действия является альтернативой коллективному действию и называется социально-личностным. Тип педагогического взаимодействия в КОСТ характерен для педагогики сотрудничества, при этом учитель выполняет функции «коммуникатора», «социального педагога», «старшего товарища» и др.

III-ему уровню - соответствует то состояние личности в культуре образования, которое можно охарактеризовать как путь духовно-нравственного совершенствования, как нравственное освобождение, когда он обретает истинную свободу независимо от условий своего существования. Тип педагогического действия в КОСТ и КОИТ характеризуется единым понятием «рационально-личностное действие», понимаемое как осмысленное действие самого действующего индивида (воспитуемого, обучающегося и др.), направленное на достижение целей, ясно им самим осознаваемых.

Итак, в пространстве карты-матрицы культурно-педагогических моделей каждая культурно-педагогическая модель задается тремя координатами:

-аксиологической (отнесение феномена образования к КОСТ или КОИТ);

-деятельностной (тип педагогического действия и его направленность);

-антропологической (иерархический уровень бытия человека в образовании - бытие человека в ситуации образования (как существа психо-биологического , психо-социального , духовно-космического).

Каждая из координат будет являться компонентой культурно-педагогической модели.

Кроме вышеназванных компонентов в КПМ можно выделить и такие компоненты, как: деонтологический, в котором фиксируется все требования, предъявляемые к учителю; результативный компоненты – совокупность критериев, по которым можно оценить ученика, который обучается в той или иной модели общего среднего образования.

Итак, каждая КПМ имеет свои главные ценности, на основании которых строятся цели и подбираются методы образования и воспитания, каждая модель обладает собственным терминологическим аппаратом. Но самое главное, каждая КПМ будет отличаться различной мировоззренческой основой.

Рассмотрим подробно структуру одной из моделей, а именно КПМ-1.

Мировоззренческая основа

Мировоззренческой основой этой модели выступает философия К.Э. Циолковского. В формировании у учащихся космического сознания и чувств большую роль, как подчеркивал Циолковский, играют "науки общие", к которым он относил геометрию, физику, химию, биологию, радиологию и другие; "науки описательные", дающие знания, касающиеся "земного шара", - астрономия. Прошедшее или история человечества. Интересна и перспективна сама по себе здесь мысль о началах прогностики как предмете школьного обучения.

В его концепции не меньшее значение занимают "науки о самом человеке и его свойствах" и "науки жизни", в том числе и "социология". Именно они в системе наук, предложенных Циолковским, выступают в качестве "главного основания" образования человека. Это и понятно, так как именно человек в концепции ученого-космиста выступает активной преобразующей силой, от разумной деятельности которой зависит судьба самого человека и всей Вселенной.

Он отмечал, что "наше знание - капля, а незнание - океан", что "изучение Вселенной никогда не будет закончено", по Циолковскому, "земной жизнью", а будет продолжаться и в то время, когда люди освоят космическое пространство.

Циолковский советовал давать ученикам глубокие научные знания, так как только истинные и глубокие знания «сделают нас свободными и счастливыми». Главная цель образования – сделать человека сильным, могущественным, не зависящим от стихийных сил природы.

Аксиологический компонент

Главной ценностью для учителя будет выступать умственное развитие учащихся в процессе активного и сознательного усвоения знаний и их практического применения; формирование представлений о научной картине мира.

Деятельностный компонент

Целерациональный тип педагогического действия присущ для аэрокосмического образования. По М.Веберу - это действие индивида, ориентированное на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха. Это действие ориентировано исключительно на эффективность, техническую рациональность в достижении целей. Этот тип педагогического действия используется, поскольку в данной КПМ необходимо обеспечить подрастающее поколение жизненно важными знаниями, умениями и навыками в условиях достаточно большого количества воспитуемых, не оформленных культурно.

Антропологический компонент

Человек в данной КПМ – существо психобиологическое, призванное усвоить большое количество знаний и развить еще большее количество навыков.

Дентологический компонент

Будущий учитель для работы в этой модели должен быть активным, проявлять психологическую зоркость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими. Он также должен быть общительным, инициативным, изобретательным, заключать в себе выдержку, педагогический такт, самообладание.

Учитель призван управлять учеником, его воспитанием, обучением и

образованием.

Он должен уметь организовать начальное аэрокосмического образования школьников, стимулировать научно-техническое творчество молодежи, пропагандировать достижения космонавтики.

Развивая интерес к космонавтике, необходимо привлечь учеников к углубленному изучению точных наук - физике, математике, информатике, и тем самым способствовать повышению общеобразовательного уровня в стране.

Необходимо помогать отбирать на ракетно-космические специальности университетов хорошо подготовленных, а главное, увлеченных космонавтикой абитуриентов.

Также, учитель, прежде всего, должен хорошо знать свой предмет. Он должен понимать суть науки, ее современное состояние, главные этапы развития, связь с другими науками.

Результативный компонент

Оценка достижений ученика в данной модели происходит по следующим критериям:

1) запас фактических знаний по предметам аэрокосмического цикла;

2) умение пользоваться полученными знаниями;

3) понимание сущности процессов и явлений в природе и

обществе;

4) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитан­ность;

5) степень самостоятельности учащихся, умение приоб­ретать знания;

6) уровень знакомства учащихся с важнейшими космическими машинами, механизмами, принципами их работы, практическая под­готовленность учащихся;

7) отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельно­сти, их эстетическая и физическая культура

Развернутая структура культурно-педагогической модели общего среднего образования позволяет построить содержание реальных школ, т.к. в ней прописываются и мировоззренческая основа, которая позволит правильно поставить цели, задачи, использовать «правильный» тезаурус, и требования к учителю, и требования к ученику, и требования к непосредственно содержанию образования. Так, примерами реально действующих школ в соответствии с принципами КПМ-1 являются Новосибирский аэрокосмический лицей[5], Красноярская школа космонавтики[6] и др.



[1] Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2000. С.9.

[2] Прасолова Е.Л. Культура образования. Калуга, 2000.

[3] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

[4] Прасолова Е.Л. Культура образования. Цели, ценности, смыслы. Понятийно-трминологический словарь. Калуга, 2001. С. 4.

[5] http://www.akl.sinor.ru/

[6] http://shk.krasu.ru/