ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО
Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитраных наук. Выпуск 1. Калуга, 2000. С. 264 – 276.
В конце ХХ -ого века стал вопрос о выборе новой стратегии выживания, использовании новой шкалы ценностей, в частности идеи планетарного вселенского гуманистического сознания.В формировании гуманистически ориентированной личности большую роль может играть наследие русских космистов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, Н.Ф.Федорова, А.Л.Чижевского и др. Каждый из них своими трудами формировал новое планетарное мышление земного человека в единстве Человека, Планеты, Вселенной.
Космизм А.Л.Чижевского связан с изучением роли космических факторов в биологических, психологических, социально-исторических процессах Земли, с подтверждением общей закономерности, общей целесообразности и гармонии мира. Его научное, философское, мировоззренческое, поэтическое и художественное творчество основано на идеях взаимосвязи человека и космоса, на расширении сознания, преодолении геоцентризма.
По идеологическим причинам отечественная наука игнорировала (вплоть до конца 80-х годов) научное наследие А.Л.Чижевского , практически не исследованным и до сих пор остается гуманитарный потенциал его творческой деятельности . Возможность приобщения студентов- будущих учителей и учащихся к духовному наследию А.Л.Чижевского, великого ученого современности, получившего еще в конце 30-х годов за рубежом титулы Почетного президента Первого Международного конгресса по биофизике и биологической космологии в Нью-Йорке ( 1939 г.), почетного члена более тридцати академий и научных обществ Европы, Америки и Азии, основоположника гелиобиологии и автора ряда капитальных открытий в биофизике, электрофизиологии, медицине и других областях естествознания, истории и гуманитарных наук, появилась после открытия в Калужском государственном педагогическом институте им.К.Э.Циолковского музея А.Л.Чижевского в 1989-ом году.
Исследовательский проект “ Педагогический потенциал научно-культурного наследия А.Л.Чижевского” предусматривал:
- подведение итогов десятилетней научно-просветительской деятельности общественного музея А.Л.Чижевского в КГПУ им.К.Э.Циолковского, создателями и организаторами работы которого являются руководитель и исполнители проекта;
- изучение и обобщение опыта воспитания учащихся на примере жизни и деятельности А.Л.Чижевского в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования г. Калуги и Калужской области ;
- разработку концепции космического образования и воспитания, включая обоснование возможности использования научно-культурного наследия А.Л.Чижевского в учебно-воспитательном процессе ;
-разработку методологического аппарата исследования, позволяющего осуществить концептуальный синтез материалов о жизни и деятельности А.Л.Чижевского с целью его педагогической интерпретации .
Проведение межрегиональной научно-практической конференции “А.Л.Чижевский в жизни и творчестве” (14-16 апреля 1999 г.) в КГПУ им.К.Э.Циолковского и привлечение к участию в ней прогрессивной интеллигенции города, ученых различных отраслей знания, учителей, студентов, школьников показало , сколь велика роль личности ученого в ее влиянии на интеллектуальное и духовное развитие человека , как многообразны формы и методы образовательной деятельности , реализующей педагогический потенциал научно-культурного наследия А.Л.Чижевского. Материалы конференции по итогам работы трех секций “ Научно-просветительская деятельность по увековечению памяти А.Л.Чижевского “, “ Использование наследия А.Л.Чижевского в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях”, “Космическое образование и воспитание в ХХ1 веке” отражены в подготовленном к изданию сборнике “ А.Л.Чижевский и образование”.
Широкая панорама идей и практического опыта и отсутствие методологического инструментария для их осмысления и обобщения побудили нас к разработке новых для педагогической науки гносеологических и аксиологических подходов, обеспечивающих выявление и оценку педагогического потенциала наследия А.Л.Чижевского.
Парадигмально-аксиологический подход в музейной педагогике
Музейная педагогика является отраслью музееведения, исследующей музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.При этом предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением места музея в системе учреждений культуры. В этой связи задачами музейной педагогики являются: определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории; выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с другими педагогическими учреждениями и др. Музейно-педагогический подход с ориентацией на организацию восприятия заложенной в музейной экспозиции информации; рационального, идейно-направленного осмысления историко-культурного материала; пропаганду определенных идеологических установок и социально значимых ценностей является традиционным в музейной педагогике [1].
Современная тенденция гуманизации и гуманитаризации содержания образования в высшей школе актуализировала потребность в разработке нового подхода в подготовке специалиста, сохраняющего как традиционные ценности отечественного образования с установкой на рациональность, объективность (т.е. на естественнонаучный подход), так и акцентирующего внимание на ценностях гуманитарного познания, на индивидуальных ценностных ориентациях.
Парадигмально-аксиологический подход является следствием переноса новых представлений современной философии науки на сферу образования, а также представлением о парадигме американского историка и философа науки Т. Куна. Это понятие он ввел в современную философию науки для обьяснения функционирования "нормальной науки". Под термином "нормальная наука" Т.Кун, автор книги "Структура научных революций" (1962), понимал исследования, которые осуществляются научным сообществом, опираясь на крупные научные достижения, которые в течение некоторого времени признаются им как основа его дальнейшей деятельности. "Нормальной науке" соответствуют установки, характерные для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Эти ценностные установки, определяющие основные направления научных исследований, характеризуют естественнонаучную парадигму. Под парадигмой понимают совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающую единство в толковании теории, в организации эмпирических и интерпретации научных исследований[2].
Следование идеалам естественнонаучного познания (или "классическому идеалу рациональности") в науке характеризует позицию сциентизма (самоценности научного знания).
Естественнонаучная парадигма и соответствующий ей технократический тип мышления характеризуются представлениями классической философии о науке как универсальном, едином знании с универсальными образами и нормами, объективной истиной, критерием которой является практика. В этой парадигме человек рассматривается как объект изучения, воздействия наряду с другими объектами познания в науке и природе.
Отечественная психолого- педагогическая наука развивалась в рамках естественнонаучной парадигмы и накопила огромный потенциал, реализованный в образовательной модели, ценностями которой являются: сохранение и удержание культурных традиций; подготовка компетентных кадров, обеспечивающих рост производительности труда и благосостояния общества; умственное развитие учащихся в процессе активного и сознательного усвоения знаний основ наук и их практического применения; формирование представлений о научной картине мира и др.
Позиция сциентизма в педагогике подкрепляется психологическими теориями развивающего обучения, деятельностного подхода, поэтапного формирования умственных действий и др., позволящими реализовывать демократический принцип обучения детей без отсева и селекции.
Педагогическая наука в России традиционно решала воспитательные задачи с установкой на трансляцию социального опыта, необходимого для жизни и труда, передачу культурных ценностей от старшего поколения к младшему поколению, организацию образовательно-воспитательных воздействий на людей с целью достижения устойчивых социально значимых изменений в их сознании и поведении.
Использование научных методов познания в музейной педагогике применительно к изучению исторических и культурных событий ориентирует на изучение музейных предметов. При этом исследователю отводится роль либо наблюдателя, задача которого состоит в том, чтобы дать объективную информацию об этом предмете; либо хранителя музейного собрания или носителя музейной информации. Таким образом, проекция идеалов и норм научного познания на музейное дело и музейную педагогику оставляет неучтенными субъективные факторы, т.е. роль и значение личности самого музейного работника, ученого-исследователя, коллекционера и всех тех, кто причастен к созданию музеев и их экспозиций.
Существует и иной, отличающийся от естественнонаучного, аспект познания природы, общества и самого человека. Гуманитарная парадигма вносит "человеческое измерение" в научное исследование. Если в естественнонучной парадигме доминирует ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент, как на идеал научности, то гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам жизни, что предполагает субъективный подход. Характерными особенностями гуманитарного познания являются: ценностно-смысловое освоение человеческого бытия, понимание относительности и изменчивости знания и др. Соответствующее ему гуманитарное мышление отличается критичностью, диалогичностью, рефлексивностью, терпимостью к инакомыслию, мировоззренческим плюрализмом, релятивизмом и др.
В гуманитарной парадигме существует своя система образовательных ценностей: признание человека как высшей ценности, его права на самоопределение, самореализацию, саморазвитие; содействие процессу самоутверждения личности, поискам внутри своего “Я” факторов постоянного развития; внимание к внутренней жизни личности; создание условий для активного поиска своей системы мировидения, своей философии жизни и др.
Гуманитарная парадигма получила свое научное обеспечение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов, культурологов, философов, социологов, посвященных решению задачи развития человеческой субъективности. Представители этого направления используют специфическую исследовательскую методологию, особый категориальный аппарат. Так ,например, в концепции личностно-ориентированной педагогики, основой которой является установка на культивирование личности, развитие ее индивидуальности, педагогическую поддержку и предельное внимание к внутреннему миру человека, широко используются такие понятия, как самореализация, самоактуализация, гуманизация, индивидуальная траектория развития личности и др. Для педагогов этой ориентации характерно принятие личности ребенка (подростка, юноши и др.), забота о свободном развитии его индивидуальных особенностей (духовных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных). Личность занимает первое место в иерархии образовательных ценностей. Интерес к ее развитию , к внутренним механизмам саморазвития опирается на приоритеты личности, ее право на самоопределение и самореализацию в демократическом обществе.
Гуманитарная парадигма в музееведении позволяет обогащать методический арсенал исследователя, дополняя традиционные аналитические и описательные методы методами гуманитарной психологии (интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика). Методы познания в этом случае нацелены на понимание связности и целостности внутреннего мира человека (исторической личности, основателя музейной коллекции, создателя музея и др.), постижение духовно-душевной жизни, в том числе мотивов деятельности и смысложизненных ориентаций. Исследователь, таким образом, перестает быть бесстрастным объектом, играющим в науке роль средства, инструмента добывания информации, научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества, хранителя культурно-исторических ценностей и т.п. Для него свойственно переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле его действия. Одной из главных образующих сознания в этом случае выступает индивидуализированное отражение отношения личности к объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемая как “значение для меня” добываемой информации, описываемых событий и др. Закономерен вопрос: какова ценность личностно значимой информации в создании музейной экспозиции и деятельности музея?
Традиционная музейная педагогика не предусматривает использование гуманитарного подхода при характеристике идейно-воспитательных и образовательных возможностей музеев.
Парадигмально-аксиологический подход ориентирует на сочетание научных и гуманитарных методов познания, на разработку специфических форм практической деятельности музейного педагога в вузе.
Концепция общественного музея А.Л.Чижевского в КГПУ
Определяя профиль музея, мы исходили из потребности увековечения памяти А.Л.Чижевского, удостоенного звания Почетного Гражданина Калужской области (посмертно), и пропаганды его научного и художественного наследия. Таким образом, это музей, посвященный исторической личности, жизнь которой тесным образом была связана с Калугой. Размещение музейной экспозиции в одном из кабинетов педагогического университета и в силу того, что его организатором стал преподаватель педагогики ( руководитель проекта), повлекло за собой ориентацию работы музея на подготовку будущих учителей и их воспитанию на примере жизни и деятельности А.Л.Чижевского.
Многогранность творческого наследия А.Л.Чижевского предопределила многопрофильность музея. Комплексный профиль музея и его краеведческая направленность позволяют отражать в экспозиции не только этапы жизни и деятельности ученого-энциклопедиста, но и включать в неё материалы по истории развития образования в Калужском крае, истории преподавания физики в учебных заведениях и др., а также выставлять картины местных художников космической тематики.
По своему назначению музей А.Л.Чижевского можно отнести к разряду педагогических, так как он выполняет функцию совершенствования профессионально- педагогической подготовки студентов. Исходя из этого, определяется дополнительная ценность музейных предметов их способностью нести педагогическую нагрузку, т.е. быть вспомогательным средством для осуществления образовательного процесса на междисциплинарной основе. На базе музея проводятся бинарные лекции, интегрированные уроки, научные семинары и конференции по различным учебным дисциплинам, вечера, коллективные творческие дела и др.
Образовательно-воспитательная функция музея А.Л.Чижевского реализуется в следующих направлениях его деятельности:
-научно-исследовательская, включающая изучение научного и гуманитарного наследия А.Л.Чижевского, работу в архивах. Под руководством специалистов студенты выполняют курсовые и дипломные работы, пишут рефераты и доклады, готовятся к молодежным научным Чтениям памяти А.Л.Чижевского;
-просветительская , обеспечивающая увековечение памяти А.Л.Чижевского. Студенты, прошедшие специальную подготовку на базе музея по специальностям “освобожденный классный руководитель”, “экскурсовод”, “музейный педагог”, проводят экскурсии, классные часы, организуют для школьников уроки в музее. Фонды музея располагают большим разнообразием методических материалов для этой работы;
-коммуникативная, предполагающая объединение людей различного возраста и профессий на основе их интереса к личности А.Л.Чижевского. Друзья музея составляют ядро клуба “Гелиос”. Члены клуба (студенты, педагоги, краеведы, деятели науки и культуры) устанавливают контакты с интересными людьми, ведут переписку со своими единомышленниками в Москве, Челябинске, Омске, Тамбове, Караганде и других городах, устраивают поэтические вечера и концерты. Традиционными в педвузе стали “Путешествия в мир творчества Чижевского” для студентов-первокурсников, Малые чтения А.Л.Чижевского, конкурсы на лучшего экскурсовода и исполнителя поэтических произведений ученого;
учебно-методическая, предполагающая проведение занятий со студентами и слушателями курсов повышения квалификации работников образования и культуры, создание фонда учебно-методических материалов (аудиовизуальных средств, текстов лекций, конспектов уроков, методических разработок классных часов, слайдфильмов и др.).
Научная и гуманитарная направленность деятельности музея отражается в методах музейной работы, связанных как с пополнением его фондов, так и с особенностями воспитательного воздействия. Научная ориентация в музееведении нацеливает на поиск достоверных сведений о жизни какого-либо исторического лица, научного подхода к изучению музейных предметов, поиску документального подтверждения тех или иных событий и т.п. Гуманитарная парадигма в музейной педагогике переносит акцент с проблемы определения содержания, форм и методов воздействия музея на различные категории посетителей на проблему создания воспитательного пространства, наиболее благоприятно влияющего на морально-психическое самочувствие каждого. Говоря о воспитательном пространстве мы имеем в виду следующее:
-эстетически выразительный интерьер музея (цветовое решение стен, стендов, озеленение кабинета, шторы на окнах, чистота и обстановка домашнего уюта), возможность удобного размещения посетителей за “круглым”столом так, чтобы видеть глаза друг друга;
-благоприятный психологический и моральный микроклимат (доброе отношение и приветливые улыбки экскурсовода, доверительная форма общения, отсутствие запретов (в музее разрешается покрутить ручку электрофорной машины, подержать скрипку, заглянуть в телескоп, перелистать книгу, вызвавшую интерес, и др.);
-открытый диалог и проблемная форма проведения экскурсии, предполагающие учет потребностей и интересов посетителей, их культурного и образовательного уровня. Беседа со студентами и школьниками может начинаться с вопросов и заданий, типа: “Составьте рассказ о людях, об их быте, о том времени, в котором они жили, на основе музейных экспонатов (напольные часы, физические приборы, картины, ноты, астрономический атлас, книги на английском, французском и немецком языках, микроскоп, телескоп, печатная машинка и др. )?"; “Вокруг вас “говорящие” предметы. Прислушайтесь, о чем они вам рассказывают? Пофантазируйте, как эти вещи попали к нам в музей? " и т.п.
Часто посетители задают вопросы: “Что послужило мотивом к созданию музея? Каким образом те или иные предметы попали в музей? Кто он ,человек, передавший в музей экспонаты, подаривший картины, книги и другие ценные вещи? Что дает силы в музейной и просветительской работе на общественных началах? Есть ли единомышленники? Чем для вас является личность А.Л.Чижевского?” Ответы на эти и другие вопросы создают доверительную атмосферу в общении со слушателями. Осуществляется “встреча” не только с личностью А.Л.Чижевского, но и с личностью самого создателя музея, экскурсовода, с их помощниками и единомышленниками. Возникающую воспитательную среду можно сравнить с энергетическим полем, обеспечивающим “психическое заражение”, посредством которого слушателям и активным участникам диалога передается увлеченность педагога, его глубокий интерес к личности А.Л.Чижевского. Для обеспечения диалога как со-действия создаются своеобразные “центры удивления”, порождающие вопросы и потребность самостоятельно на них ответить.В этом случае предметом обсуждения становится личная жизнь А.Л.Чижевского, возможные мотивы его поступков, понимание его переживаний, отраженных как в поэтических произведениях, так и в его мемуарах.
Систематическая работа с творческим наследием А.Л.Чижевского позволяет студентам обретать опыт самоанализа, самоотчета, самоосмысления, т.е. обретения активности особого рода, направленной на осознание как мотивов научной деятельности А.Л.Чижевского, так и собственных, на поиск ответов на вопросы о смысле не только отдельных действий и поступков, но и о смысле всей жизни.
Таким образом, как при научном, так и гуманитарном подходе к музейно-педагогической деятельности, используются одни и те же виды и формы работы (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, клубы и др.), но цели и смыслы этой деятельности различаются. В первом случае, ценность представляют: информационная емкость материала, объективность освещения фактов, поиск истины, уровень усвоения увиденного и услышанного и т.п. Во втором случае, высшей ценностью является радость открытия Человека, пробуждение внутренней потребности в самостоятельном постижении его творческого наследия, стремление к самообразованию и самосовершенствованию через осознание личного идеала, через осмысление собственной жизни.
Педагогический потенциал наследия А.Л.Чижевского
Выбирая в качестве предмета исследования педагогический потенциал наследия А.Л.Чижевского, мы ставили перед собой следующие задачи: охарактеризовать смысл самого понятия "педагогический потенциал"; определить пути научного исследования, т.е. выбрать модели познания педагогического потенциала наследия А.Л.Чижевского; обосновать выбор методов и форм организации образовательного процесса, адекватных этим моделям познания.
В физике термин "потенциал" определяется как энергетическая характеристика электрического поля, неразрывно связанного с электрическим зарядом. Применяя метод аналогии, можно заключить, что само наследие А.Л.Чижевского и есть тот "заряд", вокруг которого формируется пространство его научного, эмоционально-эстетического, нравственного влияния на человека, приобщающегося к этому наследию. Для лучшего понимания термина "потенциал" необходимо обратиться к смыслу таких терминов как "потенция", "потенциальность", "потенциальная энергия". Потенция (от лат. potentia- сила) понимается как возможность, внутренне присущая сила, способность к действию, а потенциальный - это возможный, способный к действию; то, что соответствует возможности. Таким образом, когда говорят о потенциале чего-либо, то имеют ввиду способность, силу, мощь, действенность, присущие жизненной субстанции (в данном случае наследию А.Л.Чижевского), которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели. В словосочетании "педагогический потенциал" первая часть его как раз и указывает на цель: специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу изучения, освоения, понимания содержания наследия А.Л.Чижевского с использованием разнообразных средств обучения и воспитания. Результатом такого процесса является как удовлетворение потребностей общества, так и развитие человека, характеризующееся объемом и характером усвоенных знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности и поведении.
Возвратимся к определению физического смысла понятия потенциал: это работа, совершаемая по перемещению единичного электрического заряда из данной точки поля в бесконечность. Педагогическая аналогия подсказывает, что наследие А.Л.Чижевского только тогда может стать действенной силой влияния на Человека и Человечество, когда идет систематическая работа по его освоению, "приведению в движение" идей А.Л.Чижевского, осмыслению философского наследия, включению научного и гуманитарного наследия ученого в педагогический процесс.
Многогранность творческого наследия А.Л.Чижевского, неординарность его мышления и неоднозначная интерпретация философских идей потребовали обращения к современной философии и методологии науки.
Основополагающим для оценки педагогического потенциала наследия А.Л.Чижевского, на наш взгляд, может являться представление о естественнонаучном и гуманитарном подходе в познании действительности. Каждый из подходов, как было рассмотрено выше, предусматривает специфическое понимание идеалов и норм научного познания, то есть исходит из определенных концептуальных, методологических, ценностных и иных установок, способов получения, истолкования и использования знаний.
В естественнонаучной парадигме А.Л.Чижевский пишет свою работу “Физические факторы исторического процесса". В ней, опираясь на успехи биофизики, социальной статистики, математики и других наук, А.Л.Чижевский пытается связать" человека с человеком , человечество с природой путем установления для органических существ законов , аналогичных законам неорганического мира”, проникнуть в сущность психической жизни, тесно связанной с жизнью целого организма и окружающего его внешнего мира, т.е. пытается раскрыть величественные связи интеллектуального развития человечества с жизнедеятельностью целой Вселенной. Анализ этой работы свидетельствует о том, что ученый стремится к истине, вскрывая закономерности во всех проявлениях органического и неорганического мира, пытаясь "подчинить точным законам и объять одною общею универсальной теорией социальную эволюцию человечества, как это сделано для тел солнечной системы"[3]. А.Л.Чижевский не претендует на безусловную достоверность своих исследований, но подчеркивает величайшее значение для многих общественных наук (юриспруденции, дипломатии, художественного и научного творчества, военных и политических отраслей знания) затронутых в его труде вопросов.
Развитие науки Т.Кун понимал как смену парадигм. Таким образом происходит, с его точки зрения, подлинная научная революция. Научному сообществу приходится отказываться от старых взглядов, а это всегда непросто. Люди, которые отваживаются на ломку старых представлений, обычно либо молоды, либо являются новичками в этой области науки. Утверждение новой парадигмы, как отмечает Т.Кун, осуществляется в условиях, когда большинство ученых еще не в состоянии мыслить по-новому и понять новые идеи.
Вся деятельность А.Л.Чижевского как естествоиспытателя является показателям того, как происходят научные революции. В трудах ученого появляются новые данные, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями. Так, например, обоснованная им теория зависимости поведения масс от космического влияния вызвала бурю негодования в ученых кругах, а сам Чижевский получил прозвище "лжеученого", "мракобеса", "контрреволюционера", "солнцепоклонника". К.Э.Циолковскому пришлось яростно защищать своего молодого друга и единомышленника в связи с травлей и непризнанием его трудов, которые спустя 40 лет получили подтверждение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых [4 , 5].
Уже в революционные годы (1917-1918 гг.) у А.Л.Чижевского сложилось твердое убеждение в исключительной роли электронов при всех биофизических и биохимических процессах, он стал основоположником учения о действии аэроионов на биологические объекты. Свободные электроны, считал он, вот истинные герои видимого мира, его основных превращений, образований и преобразований. Борьба за новое электронное мировоззрение была ожесточенной. "Потенциальная энергия, которую я вложил в это дело. - пишет в своих воспоминаниях А.Л.Чижевский, - теперь постепенно превращалась в энергию кинетическую, и статские советники уже были бессильны задушить это огромной важности дело"[6]. Борьба за аэроионы шла беспрерывно и ученому приходилось постоянно обороняться, охранять свое детище - аэроионы - от преследователей разного рода. В 20-е годы он был молод и не боялся в своих исследованиях обращаться к таким проблемам, которые считались неразрешимыми. Его новаторские идеи были либо непонятны большинству ученых, либо расходились с идеологией того времени, но он готов был претерпеть все лишения и все беды во имя познания сокровенных законов, управляющих могущественной жизнедеятельностью природы.
Понимание развития науки как смены парадигм включает в себя сопоставление старой и новой парадигмы с природой, сравнение их друг с другом. Возникает вопрос: как относиться к идеям, которые признаны устаревшими и не отвечающими новому мировоззрению? Интересно мнение самого А.Чижевского о своих исследованиях спустя 40 лет: "Конечно, моя теория (речь идет об исследовании "Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов") в свете современной квантовой механики и биоэнергетики выглядела бы несколько наивной, но по тому времени ее можно было бы считать передовой!" [7]. Правомерен и такой вопрос: стоит ли науке забывать своих героев, выполнивших пионерские работы ? Ответ может быть только отрицательным, так как нет никаких оснований считать более поздние теории лучше отражающими происходящее в действительности.
Оценка педагогического потенциала наследия А.Л.Чижевского с точки зрения идеалов и норм естественнонаучного познания может осуществляться по таким критериям, как: научная достоверность знания, экспериментальное подтверждение, чистота эксперимента, т.е. проведение исследований с соблюдением надлежащих норм экспериментирования, наличие описания методики эксперимента, теоретико-методологическое обоснование исследования, раскрытие истории вопроса, описание степени изученности проблемы, наличие ссылок на другие исследования, верификация полученных экспериментальных данных, полезность результатов исследования для практической деятельности человека и др.
Таким образом, совокупность всей информации о различных сторонах жизни и деятельности А.Л.Чижевского может являться основой содержания образования и воспитания. В этом случае составляется программа изучения трудов ученого, его жизни и деятельности с перечнем знаний, необходимых для усвоения. Основным типом обучения, в этом случае, будет являться информационно-репродуктивный с такими методами преподавания, как объяснение, рассказ, демонстрация экспериментальных установок и опытов, которые проводил ученый, и др. Творчески работающий педагог будет использовать исследовательские методы обучения, привлекая учащихся к астрономическим наблюдениям, к изучению влияния солнечной активности и аэроионов на живые организмы. Для этого типа обучения характерна ориентация на развитие когнитивной (познавательной) сферы личности. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которых необходимо переосмысливать имеющие знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.
Гуманитарный подход в изучении наследия А.Л.Чижевского предполагает осознание значимости для познающего субъекта личности ученого и той научной и художественной деятельности, которая была органической частью его жизни; вживание в ту среду, в которой жил и творил гений ХХ столетия. При этом подходе личность ученого воспринимается исследователем как активный субъект общения. В этом случае исследование может принимать форму диалога: спора-диалога с ученым в связи с его мировоззренческими ориентациями, научными доводами и др.; диалога - размышления в ходе изучения трудов ученого; диалога с самим собой. Это и спор с ученым, несогласие с его научной концепцией или, наоборот, обнаружение общности в своей и его позиции по отношению к тем или иным историческим событиям, научным фактам, философским рассуждениям.
На первое место среди методов гуманитарного познания выступает понимание, являющееся универсальным способом освоения природной реальности, феноменов культуры и внутреннего мира человеческой личности. Понимание включает в себя различные гносеологические процедуры (объяснение, интерпретацию), обеспечивая тем самым связь научного и художественного освоения мира, научных доказательств и гениальных прозрений, интуитивных догадок. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт человека, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, переживания, отношение к познаваемому.
Постижение целостности душевной жизни другого человека требует особой подготовки и специфической методики образовательной деятельности. Учение организуется как процесс "путешествия в неведомое", в мир научных фантазий и гениальных прозрений ученого. Важным является обращение к его художественному творчеству, дневниковым записям, воспоминаниям ученого, его переписке с друзьями и единомышленниками, с теми, кто лично знал А.Л.Чижевского. Так, например, изучая воспоминания А.Л.Чижевского о своих встречах с К.Э.Циолковским, можно понять точку зрения ученого на роль и значение науки, проникнуть в смысл его научных изысканий.
Смысл своей научной деятельности А.Л.Чижевский видел в том, чтобы научные знания давали ответ на вопросы о смысле бытия, месте человека в мире, о правильном устройстве человеческой жизни: "зачем все это - зачем существует материя, растения, животные, человек и его мозг - тоже материя, - требующий ответа на вопрос: зачем все это? Зачем существует мир, Вселенная, Космос? Зачем? Зачем?" [8].
Все наследие А.Л.Чижевского является образцом того, как может быть научное знание причастно к определению смысла и целей человеческой деятельности. Оно является подтверждением тезиса о том, что деятельность ученого не может быть ценностно нейтральной. Ученый всегда ответственен за то, что несут людям плоды его научных открытий. А.Л.Чижевский обладал даром предвидения о возможных последствиях практического использования своего труда, своих открытий. Какими бы исследованиями он ни занимался, любое из них пронизано острой потребностью - быть полезным своему отечеству, нести счастье людям. Его беспокоит как будущее и настоящее человечества, так и насущные заботы, связанные с организацией собственных экспериментальных исследований, с изданием своих трудов, а также с защитой научного приоритета К.Э.Циолковского. При этом он проявляет те свои моральные качества и нравственные ориентиры, которые отличают истинного ученого-патриота: соучастие, сопереживание, сочувствие другому; научная честность и объективность в оценке научных достижений других ученых; жертвенность во имя науки, независимость от "людской пошлости и людских суждений" и др.
Изучение наследия А.Л.Чижевского позволило составить комплекс ценностей и норм, являющихся обязательными для человека науки:
1. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги, таким образом, демократичность в науке является ценностью человека науки.
2.Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободной от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение представляют определенную ценность только как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводится исследование.
3.Для человека науки важно как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их трудам. Ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.
4.Восприимчивость по отношению к новым идеям, сохранение климата доверия и взаимопонимания в сообществе ученых.
5.Высшей ценностью для А.Л.Чижевского была свобода творчества.
Эти и другие ценности и нормы человека науки не раз были предметом обсуждения Чижевского с Циолковским.
Мелочная зависть, откровенная травля, а то и воровство идей, их присвоение признанными авторитетами в науке рождали подозрительность и требовали осторожности в высказывании идей "величайшей и сокровенной философской важности". "Обратите внимание..., - наставлял своего молодого друга К.Э.Циолковский, - как осторожны были великие умы: Коперник, Кеплер, Галилей, да Винчи. Как умно осторожны! Они изобретали метафоры, парахронизмы, анахронизмы, вводили новые термины... все завуалировали свои мысли будучи уверены в том, что, когда придет время, их поймут"[9]. Следуя пожеланиям своего учителя, А.Л.Чижевский высказал многие научные идеи в поэтических произведениях, которые поправу относят к русской философской поэзии. Его обращение к религиозной мифологии, к различным образам мировой истории философии и науки - Сократу, Платону, Галилею, Гиппократу, Сванте Аррениусу и др. - позволяет ему высказать свое понимание первопричины мира, структуры материи, а также переживания в связи с личной жизненной трагедией.
Оценивая педагогический потенциал наследия А.Л.Чижевского с точки зрения ценностей и норм гуманитарного познания, следует обратиться к таким критериям, как:
- возможность смысловой интерпретации его художественного творчества (поэзия, живопись), а также философских взглядов;
-гуманистическая ориентация научных исследований и осознание самим ученым гуманистического смысла личной жизни;
-разносторонность и целостность познания мира и его отражение в различных видах творческой деятельности и др.
Наличие дневниковых записей, воспоминаний, комментариев к научным трудам, поэтических произведений, философских размышлений позволяет проникнуть во внутренний мир А.Л.Чижевского, осознать как "значение для меня" личности ученого, его идей, поступков, жизненных ценностей. Материал для интерпретации личных качеств А.Л.Чижевского, его смысложизненных установок можно почерпнуть из многочисленных психологических очерков, написанных высокохудожественным литературным языком, касающихся как осмысления собственного творчества, своей судьбы, так и психологических наблюдений за окружающими людьми.
При таком подходе к изучению наследия А.Л.Чижевского основное внимание уделяется формированию эмоционально-личностного отношения студентов к этому наследию, начиная от простого восприятия, интереса, живой реакции на факты из жизни ученого до осмысления личностных идеалов, ценностных ориентаций и отношений и их активного проявления в жизни. Педагогическая позиция музейного педагога в этом случае ориентирована не столько на сообщение информации и насыщение ею учебного процесса, сколько на развитие у студентов культуры диалога, самоопределения, рефлексивных способностей, потребности в самообразовании и самовоспитании.
Мировоззренческая и педагогическая установка на цель, содержание и формы организации познавательной деятельности студентов, ценностной ориентацией которой является целостная личность будущего специалиста и ее развитие, составляет сущность гуманитарной модели обучения. Основными методами воспитания на примере жизни и деятельности А.Л.Чижевского будут те, которые обращены к внутреннему миру личности, к развитию механизмов саморазвития: вечера поэзии; слушание музыкальных произведений; встречи с людьми, подвергшимися политическим репрессиям, как и сам А.Л.Чижевский; смысловая интерпретация его картин и поэтических произведений и др.
Мир - един, но люди видят его по-разному. В этом, по мнению А.Л.Чижевского, и заключается богатство художественного и отчасти научного воспроизведения и анализа деталей этого мира. Само наследие великого ученого XX столетия является подтверждением этой мысли, в этом и заключается его огромный педагогический потенциал.
Наш опыт создания музейной экспозиции, посвященной жизни и деятельности А.Л.Чижевского, и организация научно-просветительской деятельности на базе музея памяти ученого в педагогическом университете позволяют обогатить музейную педагогику, расширив представление о назначении и функциях музея в деле подготовки высококвалифицированных специалистов благодаря сочетанию методов научного и гуманитарного познания,т.е. применения как объективных, так и субъективных исследовательских ориентаций.
Результаты исследования отражены в статьях : “ Неоплатонизм, Коменский, Вентцель; к проблеме понимания космической педагогики”, “ Космическое воспитание: смыслы и значение”, “ Общественный музей А.Л.Чижевского: гуманитарный и научный аспекты деятельности”, “Использование парадигмально-аксиологического подхода в оценке педагогического потенциала наследия А.Л.Чижевского”,” Поликультурная концепция космического образования и воспитания”, “Неизвестные страницы биографии и новые документы А.Л. и Л.В. Чижевских”,”Возможности использования научно-культурного наследия А.Л.Чижевского как содержательной основы воспитания”,”Музейная педагогика в вузе” и др.
Литература
1. Музееведение.Музеи исторического профиля: Учеб.пособие для вузов по спец. “История”/ Под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста.М., 1988. C.272.
2.Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М. Екатеринбург, 1996.С. 357.
3.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга,1924. С.68.
4. Леонардо Да Винчи ХХ века: К 100-летию А.Л.Чижевского. Тезисы юбилейной сессии РАЕН, 28 февраля 1997 г. М.,1997.
5.А.Л.Чижевский. Неизданное. Библиография. Размышления. Развитие идей.М.,РАЕН.1998.
6.Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М.,1995.С. 267.
7.Чижевский А.Л. Вся жизнь.М.,1974.С. 85.
8.Чижевский А.Л. Теория космических эр. В кн. "К.Э.Циолковский. Грезы о земле и небе: научно-фантастические произведения". Тула, 1986. С.419.
9.Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М.,1995. С. 232.