Константин Дрязгунов

КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ

 Сборник научных трудов ИПФ КГПУ им. К.Э. Циолковского. Калуга, 1998.
 

Гуманизация образования актуализировала философско-идеологические ориентации, близкие к идеям педоцентризма, природосообразного воспитания, христианской антропологии, экзистенциализма и др.

В центре внимания всех этих течений-уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и отвественный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Гуманистическое направление в современной теории и практике воспитания стало альтернативной традиционной системе воспитания,призванной формировать ценностные ориентации,нормы,установки,образцы поведения,присущие данному государству,социальной общности или группе. Идеологизации, жесткой социализации, авторитаризму противопоставляется свободное воспитание, демократические принципы образования, взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым,основанные на общечеловеческих ценностях.

Последнее десятилетие ХХ столетия открыло новые горизонты в осмыслении сущности, направлений и технологий гуманизации образования. Однако, как показало наше исследование, за одними и теми же педагогическими терминами и целями воспитания скрываются самые разнообразные религиозные, идейные и философские ориентации, в которых в конечном итоге, реализуются далеко не гуманистические педагогические идеалы.

В данном исследовании предпринята попытка разобраться в одном, ставшим в отечественной педагогике модным направлении гуманистического образования - космическом воспитании.

Интерес к космическому воспитанию связан с тем, что в региональную программу развития образования Калужской области включена подпрограмма «Аэрокосмическое образование школьников» как составная часть реализации широко пропагандируемой сегодня концепции опережающего образования.

Актуальность этой проблемы вызвана потребностью подготовки разносторонне образованных, вооруженных системным мышлением специалистов в области политики, экономики, фундаментальных научных исследований, современных технологий, способных решать проблемы роста отечественной экономики в контексте глобальных общечеловеческих проблем.

Как показал анализ литературы,термин «космическое» воспитание имеет много значений и, по нашему мнению, требует методологической проработки этого понятия в каждом отдельном случае его употребления. Рассмотрим несколько вариантов смыслового многообразия гуманистической трактовки космического воспитания.

Термин «космическое воспитание» впервые ввел в педагогику К.Н.Вентцель (1857-1947) - оригинальный мыслитель и педагог, лидер отечественного течения «свободное воспитание» конца Х1Х-начала ХХ вв.

Обоснование концепции космического воспитания относится к последним годам жизни К.Н.Вентцеля и вызвано стремлением «преодоления дисгармонии, которые царят среди Человечества между различными его классами, партиями и социальным группировками вообще, и той борьбой, которая происходит внутри самого человека (1).

Основными концептуальными положениями космической педагогики К.Н.Вентцеля являются следующие: новую культуру человечества необходимо строить на космическом базисе, позволяющем объединить людей в одно солидарное целое и дать возможность человеку превзойти самого себя; человек представляет часть космоса, есть микрокосм, высшая царственная ступень природы как живого организма, он ответственен за весь строй природы» и то, что в ней совершается, отпечатлевается на всей природе».

Космос, по Вентцелю, - это целостное единство вселенской жизни, предполагающее определенный порядок в мировой жизни, т.е. Цельность, Единство и Гармонию внутри себя. В своей собственной душевной жизни и вне себя в Творческом Космосе и Творческом Человечестве. При этом вся жизнь человека приобретает космический и Всечеловеческий характер.

Высшей задачей космического воспитания, в этом случае, является развитие в воспитуемом космического самосознания, т.е. «сознания самого себя как нераздельной части космоса».

Цель воспитателя состоит в том, чтобы «довести воспитанника до осознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое».

Представление о человеке как микрокосме можно найти в трудах русских космистов, в частности В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и др.

В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения-В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова. Н.А.Бердяева-также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. «В человеке есть все от камня до Божества. Лишь микрокосм в состоянии постичь макрокосм. Человек ответственен за весь строй природы и то, что в нем совершается…» (2).

Ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию проходит через всю мировую культуру, как восточную, так и западную.

В педагогической литературе иногда синонимом космического воспитания выступает духовно-нравственное воспитание. При этом можно встретить различные его интерпретации. Приведем некоторые из них.

Одни авторы духовно-нравственное воспитание связывают с подготовкой к служению некой высшей силе и необходимостью воспитывать в неофите (ученике) такие качества, как отзывчивость, сострадание, любовь, самопожертвование, уважительное отношение к человеку.

Другие под духовно-нравственным воспитанием понимают путь самосовершенствования, путь работы над сознанием, познанием ценностного значения и смысла явлений. В этих и других представлениях о духовно-нравственном развитии личности явно прослеживается диалог культур «Восток-Запад».

К западной культуре можно отнести христианскую антропологию, к восточной-религиозные доктрины Востока, в том числе нео-буддистскую теософию Е.П.Блаватской, «живую этику» Н.К. и Е.И.Рерихов, антропософию Р.Штайнера и другие популярные теперь варианты стилизованных восточных культов, которые пропагандируют западную идею творческой активности человека, обосновывают его установку на овладение миром (3).

В основе духовно-нравственного воспитания в христианской антропологии идея обожения: возведение тварного к Богу и преображение мира. В этом состоит смысл и цель бытия. Человек здесь должен являться носителем образа Бога и, уподобляясь Первообразу, т.е. Богу, должен привести себя и весь мир к полноте Божественной жизни, той жизни, которая существовала до грехопадения Адама, наделенного качествами «помощника Бога». Образ Бога есть совокупность первозданных качеств человеческой личности. Сохраняя этот образ в себе, человек может достичь совершенства личности, которая как уже указывалась, была у Адама. Поэтому каждая личность есть абсолютная ценность и скрывает в себе большую силу к творчеству.

Так, если выше указывалось, что космос-это некое единство, гармоничное целое, обладающее силой самостоятельного эволюционирования и сопричастное человеку, то христианский космос конкретизирует эти характеристики в свете фундаментальных идей христианства, таких, как сотворение мира, грехопадение. Космос является здесь подчиненным моментом и выступает как принцип. Это выражается в признании относительной самостоятельности тварного бытия и его способности к внутренней эволюции. «Жизнь мира есть сочетание творческих усилий «снизу» (человека) с тем, что руководит этой жизнью «свыше» (4).

Духовно-нравственное воспитание в своей основе опирается на главные добродетели христианства: веру, надежду, любовь. «Добродетелью считается только та вера в высшее существо, которая относится к нему с сыновним благочестием. За добродетель считается та надежда, которая относится к Богу как источнику истинного грядущего Блага» (5).

В Библии любовь выражена несколькими фразами: «Люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего как самого себя». Любовь к ближним определяется жалостью, любовь к Богу благоговением. Любовь к Богу означает всецелую преданность Ему, полное соединение своей воли с его волей.

Наряду с этими добродетелями следует назвать смирение. «Человек рожден смирить свою волю перед волей Божьей». В христианской антропологии утверждается также, что человек свободен. Его творческая свобода выражается в том, что он может выбрать, по какому пути пойти: по пути зла или по пути добра. И Бог не властен над его выбором.

Эти мировоззренческие ориентации стали основой целеполагания в духовно-нравственном воспитании и христианском образовании: научить человека исполнению евангельских заповедей, основам правильной молитвы, способам борьбы со страстями, деятельному и живому изучению творения святых отцов.

Преставление о космическом воспитании как самосовершенствовании характерно для восточной культурной традиции. Остановимся на доктрине Дзен - буддизма как одном из примеров восточной мировоззренческой ориентации.

Сущность Дзен - буддизма состоит в том, чтобы развить в себе способность по-новому смотреть на жизнь. Такой взгляд в данной системе обозначается как «сатори» или просветление. Сатори можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей. Достижение сатори - это перестройка всей жизни. На языке религии сатори-это новое рождение, в аспекте морали переоценка своего отношения к миру.

Сатори имеет и такую характеристику как «постижение сущности человеческой природы». В сатори имеется «видение», в котором нет места знанию. Состояние сатори можно охарактеризовать как процесс внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отказа от человеческого Я.

Достичь сатори можно только в медитации. Она осмысливается как внутреннее самососредоточение, погружение в мир собственного Я, чем отличается от молитвы как обращения к Богу. Человек в медитации не стремится навязать своей психике какую-либо направляющую, а наоборот, предоставляет психике возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с ее собственными законами. Медитация, или дзадзен, - это «концентрация сознания» с целью полного освобождения от каких-либо мыслей или образов, ибо все это «суета сует» и не должно занимать адепта Дзена.

В системе Дзен как такового Бога нет. Человек через Дзен достигает смысла жизни. Здесь нет того идеала, о котором говорилось в западной культурной традиции. Здесь вообще нет никакого идеала. Будда говорил: «Не имейте пристанища ни в ком, кроме самих себя».

В Дзене присутствует Учитель, а лучше сказать наставник, который не имеет ничего общего с учителем в христианстве. «Когда цыпленок готов вылупиться из скорлупы, мать чувствует это и проделывает клювом отверстие» (6). Аналогично действует и наставник: он лишь помогает, способствует, направляет неопытного ученика. В гуманистической педагогике этот метод получил название сопровождающее воспитание.

Выше названные идеи в различных сочетаниях можно найти в современных концепциях личностно ориентированного образования, развивающего обучения и гуманистического воспитания (7). Система вариативного образования, позволяя реализовывать авторские модели школ, ориентирует на необходимость мировоззренческого самоопределения в религиозных, философских и этико-психологических системах.

 
Литература

1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сб. избран. трудов. М., 1993. С. 153 - 157

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 127

3. Фесенкова Л.В. Русский космизм сегодня. // Философия русского космизма. М., 1996. С. 360-373

5. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996. С. 130 - 131