Константин Дрязгунов

ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ЗЕМЛИ КАЛУЖСКОЙ
Образование и общество. 2004. № 1. 
 

Калужская земля – родина и пристанище не только людей творчества – Дашковой, Леонтьева, Паустовского, Цветаевой … Наш край богат педагогами, людьми, которые много отдали для того, чтобы страна получила высокообразованных специалистов. Вахтеров и Шацкий создавали теорию педагогики и проверяли ее положения на практике; Циолковский не был теоретиком в педагогике, но был прекрасным практиком…

Василий Порфирьевич Вахтеров с 1881 по 1896 гг. работал инспектором народных училищ четырех уездов Смоленской губернии, в том числе Юхновского. Он в своих отчетах и статьях много писал о состоянии народного образования в Юхновском уезде.

В 1897 – 1902 гг. земства организовывали учительские курсы. В работе съездов и курсов участвовал и В.П. Вахтеров.

В 1909 г. Вахтеров поселился в деревне Новолоки (ныне Ферзиковского района Калужской области). С самого приезда он активно включился в строительство сельской школы, которое вело земство: пристроил на свои средства помещение для занятий дошкольной группы, библиотеки и музея. С открытием школы в 1911 г. Василий Порфирьевич стал ее руководителем, а в 1918 г. - сотрудником Калужского уезда народного образования. О своей педагогической деятельности, творческих раздумьях В.П. Вахтеров рассказывает в большой статье "В поисках призвания", напечатанной в 1913 г. в журнале "Народный учитель".

Как отмечает Н.С. Вощенкова (Н.С. Вощенкова История становления и развития системы повышения квалификации учителей сельской школы. Калуга, 2001. С. 7), В.П. Вахтеров активно трудился на ниве народного просвещения: участие в работе Всероссийских съездов и выступления на них с докладами, плодотворная деятельность в обществах московских, тверских и калужских учителей, методическая помощь библиотечным работникам. Основное направление его педагогической деятельности - распространение среди сельского учительства научно-методических знаний, способствующих повышению педагогического мастерства педагогов. Его перу принадлежат многие учебники и учебные книги для начальной школы. "Русский букварь" для обучения письму и чтению, одобренный Ученым Комитетом Министерства народного просвещения для издания в 1897, 1898, 1899 и 1900 годах, был предназначен для сельских начальных школ.

В.П. Вахтеров написал учебники: "Первый шаг. Букварь для письма и чтения", "Мир в рассказах для детей: Книга для классного чтения в начальных училищах" в четырех частях и другие.

В декабре 1913 г. состоялся первый Всероссийский съезд по народному образованию. От Калужской губернии на него была направлена делегация педагогических работников, в число которых входил В.П. Вахтеров. На съезде он выступил с проблемой: "Звуковой метод обучения". В том же 1913 г. Петербургское общество экспериментальной педагогики совместно с Московским обществом экспериментальной психологии провело Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике с ограниченным числом участников. На научный форум был приглашен В.П. Вахтеров.

1913 год завершился еще одним съездом, получившим название: "II Всероссийский имени К.Д. Ушинского съезд представителей обществ воспомоществования лицам учительского звания", который проходил с 30 декабря 1913 года по 5 января 1914 года под патронажем Министерства Внутренних Дел. На съезд были приглашены калужские учителя В.П. Вахтеров и Э.О. Вахтерова.

Программа съезда была весьма обширной, включала вопросы, связанные с научной организацией труда учителя, его положением в обществе, улучшением материального положения работников педагогического труда.

Крупным событием в педагогической жизни России явился Второй Всероссийский съезд учителей, прошедший в апреле 1917 г. в Москве. Он ознаменовал собой начало нового этапа в развитии народного образования в России, в укреплении системы повышения квалификации сельских педагогов. На съезде принята программа развития демократической школы. Делегатами съезда были В.П. Вахтеров, Э.О. Вахтерова, С.Т. Щацкий и А.Н. Демидова.

В 1911 г. на Калужскую землю в Малоярославецкий уезд приезжает другой специалист в области педагогики - Станислав Теофилович Шацкий. В имении М.К. Морозовой на 45 га дарственной земли организовал на общественные средства летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» для участников детских клубов. Здесь воспитанники овладевали различными трудовыми навыками, развивали свои творческие способности в пении, рисовании, танце.

В 1919 г. он создал Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 г. В состав станции вошла школа-колония «Бодрая жизнь». Шацкий продолжил исследование тех проблем, которые интересовали его и в дореволюционные годы: воспитание как создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития ребенка, культивирования его потребностей; разносторонняя трудовая деятельность как педагогическое средство организации нормального детства; самоуправление в его естественном саморазвитии и саморегуляции.

Опытная станция объединяла до 35 учебно-воспитательных, культурных учреждений: школы I и II ступени, детские сады, педагогические курсы, фундаментальная педагогическая библиотека для учителей, центральная библиотека для школьников, педагогическая выставка, педагогическая лаборатория, бюро по изучению местного края и др. Таким образом, в эксперименте отрабатывались образцы педагогической работы разного плана, разного образовательного назначения и уровня.

В колонии «Бодрая жизнь» - осуществлялся проект школы, которая вырастает из окружающей жизни в ней работает, улучшая ее и совершенствуя. И это для Шацкого принципиальная педагогическая (не политическая) позиция, в свое время обоснованная демократом и гуманистом Песталоцци. Для Шацкого еще в дореволюционные годы отчетливо обозначилась необходимость научно-педагогически организованной связи школы со средой как культурного центра, педагогизирующего среду, создающего благоприятные условия для наиболее полного развития природных сил ребенка. «Бодрая жизнь» воплощала эту идею педагогики среды. В естественной жизнедеятельности ребенка школа являлась ее «лучшей частью», несущей каждодневно радость, увлечение интересным делом, ощущение собственного роста, уверенности в себе и своем будущем. Лучшей и потому, что в ней были созданы условия для культивирования естественных познавательных интересов и потребностей в разносторонней деятельности, чего не могла дать семья. По Шацкому, «организовать жизнь детей - значит организовать их деятельность», отвечающую их возрастным периодам, по возможности полную и жизненно необходимую для них.

Принципом педагогической работы стало изучение условий жизни и личного опыта школьников той или иной возрастной группы, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело «улучшения жизни» детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Столь же естественными для педагогов оказались разнообразные способы такого введения ученика в школьную науку, когда научные знания усваиваются на основе личного опыта, его «реорганизации», что делает знания «живыми», «работающими», прочными. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме «изучение жизни и участие в ней», ставшем «лозунгом» обновления педагогического процесса в школе 20-х годов.

Опытная станция использовала краеведческие материалы в преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения был для школьника все более расширяющим умственные горизонты вхождением в историю и современность родных мест, вызывал деятельную любовь к родному краю.

В школьную жизнь органично входили, наряду с познанием и трудом, искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций (С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая имели высшее музыкальное образование, репертуар Станислава Теофиловича включал 300 оперных арий и романсов, Валентина Николаевна была прекрасной пианисткой). Большое хозяйство колонии (учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытное хозяйство, школьная электростанция и др.), вся организация жизни школы были делом школьного самоуправления. Шацкий по праву называл свое любимое детище «местом радостной, дружной трудовой жизни».

Какие бы «классово-пролетарские» требования к школе ни приходилось выполнять, Шацкий всегда оставался защитником детства, права ребенка на проявление природной индивидуальности, стремился дать простор для самодеятельности и творчества воспитанника и педагога.

Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Крупской, в «смутное время» конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом «руссоизме», в чуждых политических взглядах «аграрного толстовства», в защите «кулацких настроений деревни». Работа Опытной станции постепенно свертывалась, утрачивала экспериментальный характер.

В историю отечественного образования Шацкий вошел как выдающийся педагог-новатор, «популярнейший учитель учителей» 20-х годов.

Другим видным учителем-практиком был К.Э. Циолковский. Он в 17 сентября 1879 г. в день своего рождения сдал экстерном экзамен на звание учителя математики уездного училища в Рязани и несколько месяцев спустя, получил свое первое назначение в уездный город Боровск Калужской губернии. Учительство никогда не было главным делом его жизни. Главное – это наука, изобретательство, техническое творчество, поиски средства для проникновения человека в космическое пространство, поиски счастья для всего человечества. Но, как отмечает В. Алексеева (В. Алексеева К.Э.Циолковский: "Я был страстным учителем" // Учительская газета. 1998. № 32) Циолковский никогда не был "урокодателем". "Я был страстным учителем и приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты", - писал ученый в одной из автобиографий. Проработав 12 лет в Боровске, он был переведен в 1892 г. в губернский город Калугу "...как один из способнейших и усерднейших преподавателей" - говорилось в представлении директора народных училищ губернии. Циолковский, не имевший формального права преподавать в средней школе, так как имел звание учителя начальных классов, много лет впоследствии проработал в Калужском епархиальном женском училище и в советское время в 6-й единой трудовой школе 2-й ступени, то есть в средних учебных заведениях. В Калуге ученый давал уроки математики, а позже физики и химии. Учительская карьера была успешной. В 1893 г. в отчете дирекции народных училищ губернии говорилось: "...он - полный специалист своего предмета и глубоко предан педагогическому делу". За добросовестный труд на педагогическом поприще ученый был награжден орденами святого Станислава 3-й степени в 1906 г. и святой Анны 3-й степени в 1911 г.

Вот, что сам Циолковский писал о своей работе: "Несмотря на глухоту, мне нравилось учительство. Большую часть времени мы отдавали решению задач. Это лучше возбуждало мозги и самодеятельность и не так было для детей скучно. Старался иметь добрые отношения с учениками и ученицами. В силу глухоты держался больше лекционного метода. Спрашивать же не любил, потому что трудно было слушать и, кроме того, ответы слабых расстраивали мне нервы".

"Дело я обыкновенно вел так. Объяснял урок примерно полчаса. Показывал опыты, причем часто исправлял сам приборы или отдавал их подправлять за свой счет. Затем я предлагал поднять руку тем учащимся, которые поняли мое объяснение. Обыкновенно несколько человек поднимали руку. Им я предлагал повторить мою лекцию. Их повторение мне казалось плохим, но учащиеся их понимали, и уже множество рук поднималось в знак усвоения урока. Отметки ставил щедро, и это не только не вредило, но даже способствовало работе и успеху учеников". Добрый Константин Эдуардович попробовал однажды ввести систему самооценок - спрашивал ученика, какой балл он сам бы поставил себе. Но эта практика не удалась, совесть не позволяла ребятам требовать высокую оценку, а на плохую добровольно соглашаться тоже не хотелось (Здесь и далее цит. по В. Алексеева К.Э.Циолковский: "Я был страстным учителем" // Учительская газета. 1998. № 32).

В епархиальном женском училище Циолковский проработал 18 лет, с 1899 по 1917 гг. Преподавать в этом учебном заведении ему нравилось, там был доброжелательный педагогический коллектив, хорошая дисциплина. Училище было закрытым учебным заведением: в нем учились дочери сельских учителей, дьячков, дети богатых священников и дети-сироты, жившие в интернате при училище.

Государственный музей истории космонавтики многие годы собирал воспоминания о Циолковском, и поскольку он выучил около 500 учеников и 2000 учениц, то сохранилось множество воспоминаний девушек, помнивших Константина Эдуардовича по женскому училищу. Вот что они вспоминали: "Помню, как на опытах объяснял нам движение Земли вокруг своей оси и Солнца, смену времен года, дня и ночи. Он приносил в класс стеариновую свечу, черный деревянный шарик в реденькой сетке с ниткой. Вызывал двух учениц. Одной давал зажженную свечу - это Солнце, другой шарик - это Земля. Ученица-Земля ходила вокруг Солнца и одновременно крутила нитку, и шарик вращался вокруг себя и Солнца. Объясняя смену времен года, он на черном шарике ставил мелом точку и говорил: это Калуга. Точка стоит против свечи - Солнца - в Калуге лето. Шарик удаляется - в Калуге осень, зима, весна и снова лето. А мы, затаив дыхание, следим и слушаем".

«Особенно памятен один урок по электричеству: мы все стали в круг, крепко держась за руки. К.Э. велел крепко - крепко держать руки и пропустил ток, мы все взвизгнули и рассыпались в разные стороны. К.Э. улыбнулся и сказал: "экие вы недружные" - и мы снова взялись за руки и сжимали руки друг другу что было сил. Но, конечно, опять все рассыпались! Учитель сказал нам, что сила электричества могущественна и неограниченна. Урок прошел очень занимательно и даже шумно, к великому неудовольствию классной дамы».

Однажды по ошибке слабой ученице Циолковский вместо двойки поставил пятерку и не стал ее огорчать, не зачеркнул балл. Когда вызвал ее в следующий раз, она ответила на пятерку. Он заметил, что двойки разочаровывают детей, уменьшают их стремление учиться, и сделал вывод, что они вредны во всех отношениях.

Вот первое знакомство, когда новый учитель входит в класс: "Запомните, я буду при ответах урока всегда ставить перед вами вопросы: зачем, почему, какие причины тому или другому явлению?" Потом сказал: "Ну, желаю счастья вашему рассудку". "Каким же было первое впечатление? В класс вошел высокий, плотный человек, нам показался старым. На нем был поношенный старый сюртук, блестевший от долгого ношения. Шея Константина Эдуардовича была повязана белым платком. Несколько выпуклые, с нависшими веками, поэтому казавшиеся полузакрытыми глаза из-под толстых очков смотрели на нас с исключительной добротой и мягкостью. Ведь для детей самое главное: добрый учитель или нет. Мы сразу почувствовали, что учитель очень добрый". "Самым большим укором для учениц было его выражение: "Пошла, ни бельмеса не знаешь", и ставил отметку "два" или "единицу", при этом, видимо, и сам переживал".

Были учителями и дети самого Константина Эдуардовича. Старшая дочь Любовь Константиновна, средняя Мария, младшая Анна, сын Александр работали в сельских школах Калужской области, позже - в Калуге, Александр трудился на Полтавщине. Сложилась целая семейная династия, если учесть, что и отец Циолковского Эдуард Игнатьевич, выпускник С.-Петербургского лесного института, преподавал одно время в Рязани в таксаторских классах, где обучали учету лесных массивов и прочим премудростям, необходимым лесникам.

В целом Константин Эдуардович проработал педагогом почти 42 года, с 1879 по 1921 гг., ушел на пенсию по состоянию здоровья в 64-летнем возрасте.