Константин Дрязгунов

Вопросы религии в курсе «Граждановедение»
Гражданское образование в современной школе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Калуга, 2000.


Курс «гражданаведение» необходим в школе для ознакомления учащихся как с правом и его отраслями, так и с правами человека. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Но в системе социальных норм право занимает место гораздо позже, нежели религия и ее нормы. Стоит ли касаться вопросов религии на уроках граждановедения? Безусловно. Для лучшего понимания функций и структуры права, а также его действия необходимо рассматривать его в школе неотрывно от религиозных и иных социальных норм. И тему «Право» можно изучать совместно с темой «Религия». В данной статье я рассмотрю именно то общее, что есть у права и религии как видах социальных норм.

Начнем с того, что дадим определение социальной нормы и рассматрим ее признаки, чтобы в первом приближении подойти к сходствам права и релииозных норм.

Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения человека и обществе, согласно которым человек должен вести себя таким образом, чтобы обеспечить согласованность индивидуальных поведений. Человек является свободным существом, и в рамках свободы, предоставленной ему естественным законом, он может вести себя по-разному. Общество может воздействовать на его свободное поведение при помощи правил, создаваемых им самим. А это значит, что точно так же как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общественных правил, при помощи которых обеспечивается согласование этих свободных поведений.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

• регулируют ход социализации,
•объединяют индивидов в группы, а группы - в общество,
• контролируют отклоняющееся поведение,
• служат образцами, эталонами поведения. Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения.

1. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Именно это отличает их от норм несоциальных (технических, физических, физиологических, химических, биологических и др.), которые регулируют отношение человека к природным, материальным объектам.

2. Социальные нормы регулируют повторяющиеся (распространенные, массовые или типичные) ситуации, но не такие, которые встречаются редко или являются новыми, неординарными.

3. Социальные нормы рассчитаны сразу на многих людей, причем людей не конкретных и персонально определенных, иначе, кто в точности и сколько людей будут исполнять социальную норму, заранее сказать бывает трудно.

4. Социальные нормы создаются разумными существами, которые чаще всего могут предвидеть последствия, связанные с их действием.

5. Социальная нормы - это правила поведения, которые имеют определенную форму.
Каждая социальная норма имеет санкцию. Санкцией называется предстоящее неблагоприятное последствие, которое настигает нарушителя нормы.

Религия не была вечным спутником человечества. Однако религиозные нормы появились очень давно, с тех пор, как человек стал рефлексировать, осознавать себя человеком и задумываться о том, что его окружает. Окружали же человека неведомые силы, силы природы, тягаться с которыми человеку было явно не под силу. Но их знания еще были слишком несовершенны, чтобы рационально объяснить причину такого рода неудач. Вместо этого они давали им объяснение иррациональное, искаженное, фантастическое. Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными и приписывал им неземную, божественную сущность.

Поначалу языческая религия носила только компенсаторную функцию, т.е. она выступала в качестве объяснителя и утешителя для первобытных людей. Религиозные нормы указывали путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. Религиозные нормы - это правила поведения регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал

В дальнейшем религия начинает играть чисто регулятивную функцию. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался определенный порядок взамен анархии и вседозволенности. Эту позитивную роль религии подметил Вольтер, говоря о развитии даже куда более позднего этапа существования человечества: "Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием".

За нарушение религиозных норм, так же как, впрочем, и за несоблюдение других социальных норм первобытного общества, предусматривались и налагались санкции. Считалось, что они есть выражение гнева и суда богов над грешниками. Особенность религиозных санкций состоит в том, что они зачастую носили невидимый характер. Ну как, в самом деле, проследить исполнение такой санкции, как претерпевание вечных мук в загробном мире, или как увидеть то, как творят боги страшный суд над провинившимся. Думается, что никому из соплеменников также не удавалось лицезреть и претворение такой санкции, как небесная кара. Однако некоторые санкции были более чем ощутимы, особенно тогда, когда шаман, посоветовавшись с духами, "услышит" их немилосердный приговор и приказание, ему адресованное, организовать приведение его в исполнение.
Право означает то, что «всегда является справедливым и добрым». В другом смысле право - это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей  менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.
Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с чем, с какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что «оно получило свое название от justitia - правда, справедливость», что право есть «искусство добра», «равенства и справедливости».

Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая». Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств.
Право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступает государственным регулятором общественных отношений.

Рассмотрим признаки религиозных норм и признаки права:

1. Религиозные нормы как и право - это система норм или правил поведения.
Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения. В религии достаточно вспомнить Декалог Моисея. Как и любая иная система она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами - связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных функций, на достижение единых целей. В основе любой системы норм или правил поведения лежат объективные и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные  и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы норм.
Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения. Попытки произвольного «конструирования» системы норм неизбежно ведут к негативным или же к непредсказуемым последствиям.

2. Религиозные нормы устанавливаются обществом. Право - это система норм, установленных или санкционированных государством.
Создавая нормы права, государство действует через свои, уполномоченные на то органы, или же путём передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно - правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами. Проследить, как создаются религиозные нормы весьма и весьма сложно. Как правило, их выразителем является человек, который либо основывает эту религию, например Иисус, Мухаммед, либо как Моисей, является знаковой фигурой в той или иной религии.

3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля властвующих.
Религиозные нормы в ряде случаев могут носить подобный характер, например, уплата индульгенции в католицизме, но в большей степени носят общегумуманистический характер, являются нормами универсальными, как уже упоминавшийся Декалог Моисея.

4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. Религиозные нормы также общеобязательны для верующих. Но бывают исключения, о которых говорится особо, к примеру, больной может не поститься.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью, и лишь только в ряде теократических государств может применяться государственное принуждение.
К функциям как права так и религии относится регулятивная функция - воздействие на общественные отношение, их регуляция. Экономическая, политическая, воспитательная функции относятся к социальным функциям. Экономическая функция - воздействие на экономическую сферу общественной жизни. Политическая функция - воздействие на политическую сферу общественной жизни. Воспитательная функция - воздействие на духовную сферу общественной жизни.

В заключении необходимо отметить, что существует особая теория возникновения права – теологическая.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков божественной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в.).
Центральной ее идеей является утверждение о том, что право создано богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. Мы находим такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в исламском праве. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управление людям земли.

Ф. Аквинский эту идею развил в стройное учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Соответствующее подчинение есть и в системе законов. Ф. Аквинский разделил их на четыре вида:
- вечный закон - это сам божественный разум, управляющий миром;
- естественный закон - это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;
- человеческий закон - это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;
- божественный закон - это Библия.

Таким образом, мы показали, каким образом в школе на уроках граждановедения можно соотнести право и религию для лучшего понимания и усвоения этих социальных норм.